Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью навыков, необходимых, им для обретения независимости. Это задача является общий в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно отсталых детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии, и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения другим видам деятельности.
Поэтому формирование у умственно отсталых детей базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях так и в семье. Опыт показывает, что у детей с тяжелой умственной ограниченностью возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков:
|
|
- гигиены тела,
- пользования туалетом,
- приема пищи,
- правильного обращения с продуктами питания, их элементарной обработки,
- приготовления простейших блюд,
- одевания и раздевания,
- обувания и снятия обуви,
- ухода за одеждой и обувью,
- поддержания порядка в помещении и его уборки,
- ухода за комнатными растениями,
- ухода за домашними животными,
- уборки территории,
- труда на участке учреждения (приусадебном, дачном) по выращиванию цветов, сельскохозяйственных растений,
- выполнения мелких покупок,
- выполнения некоторых других навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.
Они способны также к овладению рядом основных навыков так называемого ручного труда, а затем и труда в производственных мастерских. Все указанные направления трудовой подготовки рекомендуется для умственно отсталых детей в качестве основных