Особенности методики трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми. На уроках труда учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, т. е. на производствах, использующих труд инвалидов. (Большую роль в организации трудового обучения в специальных учреждениях для тяжело умственно отсталых детей сыграли в свое время работы А. А. Ватажиной, И. И. Зеленгера, Н. В. Погосова, Н. Г. Полосатова, Я. Г. Юдилевича.)

В процессе трудового обучения развивается познавательная деятельность учащихся. Выполнение различных операций ставит подростков перед необходимостью различать предметы, включенные в трудовую деятельность, знать свойства материалов, с которыми они работают. Учащиеся также должны уметь отчитываться о проделанной работе и оценивать качество готового изделия. Все это содействует развитию восприятий, представлений, мышления и речи.

Труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Трудовая деятельность имеет большое воспитательное значение. В ходе трудовой подготовки у учащихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи, которые должны стать чертами характера, играть в дальнейшем свою роль в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе.

В настоящее время в специальных учреждениях создана система трудовой подготовки, позволяющая воспитанникам овладеть несложными видами работ. Наибольшее распространение в учреждениях для этих детей нашло картонажно-переплетное дело. Подростков обучают также работе с тканью и древесиной. Практика показывает, что воспитанники могут научиться работе на швейных машинах (пошив по готовому крою фартуков, косынок, простыней, наволочек и т.п.). При работе с древесиной учащиеся с помощью учителя по труду изготовляют полки, подставки для цветов, ящики и т. п. Эти виды работ доступны только для воспитанников с относительно сохранными познавательными возможностями. Помимо вышеперечисленных видов труда подростки обучаются вязанию, бисероплетению, макраме, металлоштамповке, изготовлению искусственных цветов, а также овладевают другими видами работ в зависимости от местных производственных условий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: