Воспитание ребенка с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в семье

У матерей детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается двойственность отношения к ним. С одной стороны, мать стремится опекать своего ребенка, проявляет к нему жалость, контролирует его. С другой стороны, мать зачастую испытывает желание наказать ребенка, раздражается, а также игнорирует интересы своего ребенка с интеллектуальной недостаточностью, считая желания ребенка примитивными и не заслуживающими внимания. Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. Исследования показывают, что матери умственно отсталых детей больше подавлены, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей или детей с эмоциональными расстройствами.

О.Б. Чарова доказывает, что матери детей с интеллектуальной недостаточностью чрезмерно опекают ребенка, однако не склонны к отношениям сотрудничества с ним. Воспитание умственно отсталого ребенка вызывает у матерей комплекс негативных переживаний, таких, как горе, раздражение, страх, стыд и чувство вины. Степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребенка: матери детей с интеллектуальным дефектом характеризуются более негативными установками по отношению к детям, нежели матери, имеющие детей с нарушением слуха.

По мнению Л.А. Пастуховой, детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с умственной отсталостью; в восприятии детьми с интеллектуальным недоразвитием своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с недоразвитием интеллекта при взаимодействии с родителями. В то же время и матери, и отцы характеризуют ребенка с интеллектуальной недостаточностью преимущественно негативными характеристиками.

В то же время именно способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка с умеренной и тяжелой и ее пра­вильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего боль­ного ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: