Основные направления помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях их семейного воспитания

По В.В. Ткачевой это следующие направления:

ü Гармонизация семейных взаимоотношений.

ü Коррекция психологического состояния матери.

ü Коррекция детско-родительских отношений.

ü Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

ü Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

ü Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

-тКоррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

- Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно:

постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (" Он у меня такой же, как все "), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия ("А как его научить? Я не умею").

Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка ("Нет, из него никогда ничего не получится").

- Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

- Коррекция внутреннего психологического состояния матери.

- Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Формы индивидуальной работы с родителями

Демонстрация приемов работы с ребенком.

Конспектирование уроков, проводимых педагогом.

Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

Чтение родителями специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

Реализация творческих замыслов родителей в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы с родителями.

В работе специалиста можно выделить три основных этапа: Первый этап направлен на привлечение родителей. В частности, матери, к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому.

Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Формы работы с родителями, воспитывающими детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе и в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:

-лекционно-просветительскую;

- консультативно-рекомендательную;

-обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;

- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: