Синтоническая модель общения

Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает: “Быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП ус­пешно используются в педагогике, менеджменте, психоте­рапии, бизнесе.

Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное со­стояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, не­обходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специ­альных практических упражнений.

Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов воспри­ятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людь­ми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружаю­щей действительности. Наше сознание открывает эти “две­ри” по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем созна­ние.

Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприя­тия” — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая систе­ма визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храни­те в памяти мир в “картинках”. Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движени­ях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особен­ностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему пред­почитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его “любимой” модели вос­приятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие.

Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезен­тативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочи­тает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще крас­норечивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информа­цию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, соби­раясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете поме­шать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смыс­ла: “видеть”, “ясно”, “красочный”, “я вижу, что вы имеете ввиду” и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, со­бираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутрен­нему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпоч­тение. Глаза человека в это время смотрят вправо или вле­во, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево.

В речи людей-аудиалов преобладают слова: “я слушаю вас”, “да­вайте обсудим”, “какой тон”, “интонация”, “крики” и т. п.

Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: “касать­ся”, “трогать”, “ощутимый”, “болезненный”, “тяжелый”, “чувствую проблему”, “тяжко на душе”и т.п.

К классической триаде людей добавляют еще один тип — “рассудочных люд ей”, или “компьютеров” — это те, кото­рые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, “ярлыки”, которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: “надо разобрать­ся”, “проанализируем”, “систематизировать” и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: