Тема 1. Определение, предмет, задачи, разделы и объяснительные принципы специальной психологии

Ю.В.Саенко предлагает следующее определение: «Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. Это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка»

В работах И.А.Шаповал используется такое определение: «Специальная психология изучает людей с отклонениями в психическом развитии, вызванными как врождёнными, так и приобретёнными дефектами формирования и функционирования нервной системы; различные варианты патологии психического развития; проблемы аномального развития психики».

Н.А.Государев считает, что: «Специальная психология – наука, изучающая механизмы и проявления нарушений нормы психического развития человека в процессе возрастных физических изменений и социального становления деятельности, закономерности компенсации психофизического дефекта, возможности психологической помощи в связи с задачами воспитания лиц с ограниченными возможностями обучения, в конечном счёте, их социально-психологической адаптации, интеграции в общество».

Предметом специальной психологии являются закономерности развития и функционирования психики детей и взрослых с психическими и физическими недостатками или дефектами.

Основная цель специального психологического сопровождения в системе образования состоит в том, чтобы выявить и устранить, а лучше предотвратить дисбаланс между процессами обучения и развития ребёнка, имеющего психофизические недостатки, и его возможностями.

Специальная психология содержит знания, которые служат прочной методической основой для создания необходимых условий оптимальной социально-психологической адаптации и профессионального самоопределения воспитанников специальных образовательных учреждений.

Основные задачи специальной психологии (в формулировке В.И.Лубовского):

1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития людей с различными психическими и физическими недостатками.

2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития.

3. Разработка средств психологической коррекции и компенсации недостатков развития.

4. Психологическое обоснование содержания, а также методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений.

5. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития.

6. Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками развития. Психологическая коррекция дезадаптации, поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.

Определение специальной психологии в концепции специальной психологической помощи в системе образования было сформулировано и обсуждалось в ноябре 1998 года на всероссийском семинаре «Проблемы специальной психологии в образовании»: «Специальная психология это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение».

Таким образом, в центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.

Основными целями специального психологического сопровождения в системе образования являются выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение

В качестве системы объяснительных принципов, (предельно общих представлений, использование которых позволяет относительно непротиворечиво, а главное, последовательно понимать и объяснять изучаемые явления), специальная психология использует принципы общей психологии. Они сформулированы в соответствии с традициями отечественной психологической школы и основаны на идеях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, С.Л.Рубинштейна и др.

Принцип отражательности заключается в том, что все психические явления, во всём их многообразии, представляют собой особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Процессразвития психики - не что иное, как совершенствование способности к отражению. Психика всегда и везде остаётся субъективным отражением объективной действительности, либо объективизированным отражением субъективной реальности.

С этой точки зрения любые формы отклонений в психическом развитии есть не что иное как затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики.

Принцип детерминизма ( в формулировке С. Л. Рубинштейна): внешняя причина всегда действует, преломляясь через внутренние условия. Понимание принципа детерминизма в специальной психологии может быть сведено к следующему: не бывает и не может быть беспричинных отклонений в развитии. Причина может быть известна или неизвестна, но она объективно существует. Один и тот же фактор может приводить к различным формам отклонений, равно как и то, что разные причины могут приводить к одному и тому же типу отклонения в развитии. Характер отклонения зависит не только от особенностей патогенного фактора, но и от возраста, силы защитных механизмов индивида и целого ряда других особенностей. Через эти внутренние условия и преломляется внешнее воздействие патогенного фактора.

Содержание генетического принципа, или принципа развития может быть сведено к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать в процессе развития и становления. Развитие есть универсальный способ существования психических явлений. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, психология должна рассматривать психическое, взятое в процессуальном, динамическом аспекте, в плане внутренних механизмов его развития.

По мнению Л.И.Обуховой, для специальной психологии генетический принцип является центральным в силу самого предметного содержания этой отрасли изучение того, как протекает процесс развития в неблагоприятных условиях, какие стороны формирующейся психики могут быть нарушены, как развиваются компенсаторные механизмы и т.д.

Поэтому для специальной психологии категория «развитие» бесспорно является одной из центральных, поскольку само нарушенное развитие понимается как особый способ генеза психики. Несмотря на наличие определённой специфики, обозначенной понятием "особый способ", отклоняющемуся развитию свойственно то же самое, что и для развития вообще: перманентное формирование количественных и качественных новообразований, необратимость.

Отклоняющееся развитие представляет собой сложное новообразование: одни стороны развивающейся психики могут оставаться относительно сохранными, другие проявляют признаки нарушений. Иначе говоря, в процесс онтогенеза вплетается системогенез - процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения. Например, врождённое или рано приобретённое снижение остроты слуха в своё время приведёт к отставанию в речевом развитии, что неминуемо окажет влияние на формирование мышления, произвольную регуляцию поведения, коммуникативные навыки.

Таким образом, симптомы отклонений следует рассматривать как динамическое образование - в качестве закономерного процесса в генетическом плане.

Принцип единства сознания (психики) и деятельности предполагает, что психика проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя её внутренний план. Внутренняя психическая деятельность вырастает из внешней предметной, поэтому по своему составу они принципиально схожи. При этом осуществляются многообразные взаимопереходы: предметная превращается в психическую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация).

Объектом восприятия выступает не сама психика, а лишь её внешние проявления, анализируя которые изучаются стоящие за ними внутренние процессы. Связь сознания и деятельности не носит прямого характера. Одно и то же психическое явление может иметь совершенно разные поведенческие эффекты, а один и тот же рисунок поведения может быть вызван совершенно разными внутренними феноменами.

Например, у ребёнка выраженные трудности в усвоении письменной речи. Нарушение любого из внутренних психологических образований может привести к нарушениям предметной деятельности в целом. Одного факта, справился или не справился ребёнок с заданием, недостаточно. Психолог должен ответить на вопрос, по какой внутренней причине происходят внешние сбои в деятельности.

Разделы специальной психологии:

Олигофренопсихология или психология умственно отсталых (от греч. oligos –малый; phren-ум). Раздел специальной психологии, изучающий психологические особенности умственно отсталых. В последнее время наблюдается тенденция замены понятия «умтвенная отсталость» такими, как «психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: