Искаженное психическое развитие

При этом типе нарушения наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Характерна выраженная асинхрония (нарушается последовательность развития отдельных систем).

Искажённое развитие чаще свойственно некоторым наследственным заболеваниям. В последнее время исследователи склоняются к мнению, что эта аномалия развития связана с органическими повреждениями мозга.

Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма (РДА).

В вопросе об этиологии единства нет.

Основные признаки(по В.В. Лебединскому): отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими, отсутствие эмоционального резонанса на ситуацию. Холодность и безразличие даже к близким сочетается к ранимостью, пугливостью и обидчивостью. Болезненная гиперстезия (начиная с младенческого возраста) к обычным сенсорным раздражителям: слуховым, зрительным, температурным, тактильным и пр. Поэтому комфортная для обычного ребёнка среда для аутичного ребёнка является постоянным источником дискомфорта. Эта проблема способствует возникновению неуверенности и страхов. Страхи занимают ведущее место в формировании аутистичного поведения. Дети сами не жалуются на страхи. Аутистические страхи деформируют предметность восприятия окружающего мира. Они воспринимают предметы не целостно, а на основании аффективных признаков.

Л.Каннер, В.В.Лебединский и др. отмечали, что интеллектуальная недостаточность не является обязательной для РДА. Однако для них характерны нарушения целенаправленности, затруднения в концентрации внимания, пресыщаемость, склонность к символике, определённая вычурность мышления. Наиболее характерна аутическая направленность всей интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная деятельность, игры, фантазии, интересы далеки от реальной ситуации. Содержание их монотонно, поведение однообразно.

Проявления аутизма в речи: большой «пассивный словарь» не используется для общения. Полный или почти полный мутизм или аутичная речь (обращена в пространство, к самому себе), эхолалии при ответах на вопросы. Отсутствие в речи личных местоимений. Тембр и модуляции голоса часто вычурны и певучи. Присутствует бесцельное манипулирование звуками, слогами, фразами. Склонность к образованию неологизмов.

Поведение в большинстве случаев отличается неловкостью произвольных движений, трудностью образования навыков самообслуживания, неловкостью и слабостью рук. Характерны манерность и вычурность движений, склонность к гримасничанью, неожиданным и своеобразным жестам.

Основные трудности, мешающие психическому развитию аутичного ребёнка (по В.В. Лебединскому):

- дефицит психической активности;

- нарушения инстинктивно-аффективной сферы (тесно связанные с активностью);

- нарушения сенсорики;

- нарушения двигательной сферы;

- нарушения речи.

Рекомендуемая литература по теме:

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. –М., Изд-во МГУ, 1985.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. –М., 2006

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: