Тема 9. «Дети с задержкой психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) – тип дизонтогенеза, при котором происходит замедление темпа психического развития, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной направленности, преобладании игровых интересов.

Задержанное психическое развитие стало изучаться в 60-е годы прошлого столетия в связи с исследованием причин школьной неуспеваемости.

В 1966 году М.С.Певзнер была предложена классификация задержки психического развития (ЗПР), включающая следующие клинические варианты:

1. Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложнённый гармонический инфантилизм).

2.. Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей познавательной деятельности.

3. Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей познавательной деятельности, осложнённый нейродинамическими нарушениями.

4. Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей познавательной деятельности, осложнённый недоразвитием речевой функции.

Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу К.С.Лебединской.

ЗПР конституционального происхождения – т.н. гармонический инфантилизм неосложнённый психический и психофизический инфантилизм по классификации М.С.Певзнер, Т.А.Власовой. Является ядерной формой психического инфантилизма.

Основные характеристики: преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций. Их неустойчивость и поверхностность, лёгкая внушаемость. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу (Г.Е.Сухарева, Г.Штутте, В.В.Ковалёв).

ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза. Психическое развитие тормозиться главным образом стойкой астенией, резко снижающей общий и психический тонус. Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как робость, неуверенность в своих силах. Специфика ситуации обусловленная болезнью усиливается искусственной инфантилизацией, обусловленной гиперопекой.

ЗПР психогенного происхождения. Данное отклонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка (гиперопека, гипоопека). Социальный генез этой аномалии развития не исключает её патологического характера.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития. Её этиология связана с органической недостаточностью нервной системы. Применительно к патогенезу данного варианта ЗПР за рубежом используется термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД).

В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют два основных клинических варианта: 1). Неустойчивый – с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью; 2).тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности. Нарушение познавательной деятельности, обусловленное недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, дефицитарностью отдельных корковых функций.

Классификация М.С. Певзнер - Т.А.Власовой

1. Психический и психофизический инфантилизм.

2. Астенические состояния (длительно текущие).

3. Церебрально-органическая форма ЗПР.

Авторы выделили два основных механизма формирования ЗПР:

1. недоразвитие эмоциональной сферы;

2. влияние нейродинамических, в первую очередь стойких астенических и церебрастенических, состояний.

В качестве причин, приводящих к ЗПР, авторы выделили:

А.. Неблагоприятное течение беременности.

Б. Патологию родов.

В. Социальные факторы.

Рекомендуемая литература по теме:

Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения. М., 2003.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской и др. М.,1982.

Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. М., 2002.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Задержка психического развития. Хрестоматия. Составитель О.В.Защиринская. СПб., 2003.

Марковская И.Ф.Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. –М., 1993

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. М., 2003.

Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002, 2003.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. Нижний Новгород, 1994.

http:// chuprov.boom.ru

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

http: //almanah.ikprao.ru./9/st02.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь с рекомендованной литературой и сравните научное содержание данных в ней определений ЗПР.

2. Проведите сопоставительный анализ понятий «умственная отсталость» и «задержка психического развития».

3. Проведите сравнительный анализ классификаций ЗПР К.С.Лебединской и М.С.Певзнер-Т.А.Власовой. В чём состоит преимущество каждой из них?

4. Анализируя предложенные работы, составьте подробный перечень причин ЗПР.

Вопросы для самопроверки:

1.В чём состоит отличие ЗПР от других видов нарушения психического развития?

2. Каковы основные черты детей с задержкой психического развития?

3. Каковы причины ЗПР?

4. Какие классификации ЗПР вам известны?

5. Какой критерий лежит в основе каждой из этих классификаций?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: