Примерный алгоритм подготовки. 1. Вспомните из своего опыта в школе или в жизни, когда вы сталкивались с ситуацией нравственного выбора

1. Вспомните из своего опыта в школе или в жизни, когда вы сталкивались с ситуацией нравственного выбора, что вы переживали, какие у вас были внутренние побуждения, какое вам пришлось принятии решение, как изменились (если изменились) ваши взгляды в той ситуации или позже. И оцените такую ситуацию выбора для вашего нравственного развития.

2. На основе теоретических положений личностно ориентированного подхода и технологии создания личностно значимой (развивающей) ситуации спроектируйте коллизийную ситуацию-событие, ставящую школьника перед необходимостью проявления избирательности, нравственной рефлексии, смыслоопределения, произвольности поступков, внутренней ответственности, волевой саморегуляции, творчества нравственных норм своей жизни, личностной свободы.

3. Укажите особенности возраста учащихся, на которых ориентирована данная ситуация.

4. Опишите содержательные основы ситуации (нравственную коллизию) и раскройте нравственную сущность данной ситуации.

5. Раскройте способы, приемы предъявления данной ситуации, «введения в проблему».

6. Опишите предполагаемые действия учащихся («сценарий поведения») в данной ситуации.

7. Обоснуйте, какие вы ожидаете результаты, и что дает вам основания их прогнозировать сейчас или в будущем.

См. Приложение 9.

Материалы, которые можно использовать: вспомогательный текст, видеофрагмент фильма, передачи (не более 1 минуты[17]), на основе обсуждения которых будет создана личностно значимая ситуация нравственного выбора.

Задание 17. Смоделируйте содержание учебного занятия: когнитивный, творческий, деятельностный, ценностный компоненты.

Знать: определение понятия «содержание образования», компоненты содержания образования, их сущностные характеристики.

Уметь: проектировать содержание учебного занятия в единстве всех его компонентов, обосновывать их целесообразность, обеспечивать их системное единство друг с другом и с содержанием предыдущих занятий и других предметов, раскрывать личностную значимость проектируемых компонентов содержания образования.

Владеть: способами конструирования компонентов содержания образования.

Содержание и рекомендации.

Содержание образования – это педагогически адаптированная система ЗУНов, опыта деятельности и эмоционально-ценностого отношения к миру, усвоение которых обеспечивает формирование и развитие личности (И.Я. Лернер).

Компоненты общего среднего образования:

– система знаний о природе, обществе, человеке, способы деятельности, на которых основывается мировоззрение;

– опыт практической деятельности — система интеллектуальных и практических умений и навыков;

– опыт творческой деятельности, лежащий в основе умения самостоятельно перено­сить известные знания, умения, способы деятельности на новые области;

– опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружаю­щему миру.

Знания – это отражение в сознании объективной картины мира, результат познава­тельного процесса; отражаются в сознании в виде представлений, фактов, понятий, тер­минов, суждений, теорий.

Умения – способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике. По степени участия мышления выделяют две большие группы уме­ний – умственные и практические, по характеру – общеучебные, трудовые, художест­венные, спортивные, игровые и пр.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма благодаря многократному повторе­нию. Для сформированных навыков характерны скорость и точность воспроизведения.

Опыт творческой деятельности – самостоятельное перенесение приобретенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы; видение новых функций объектов; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в нечто новое; отражение структуры систем; альтернативное мышление и т. п.

Опыт эмоционально-ценностного отношения – это отношение к ок­ружающему миру, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам, жизненная позиция личности. Главным способом усвоения эмоционального отношения при овладении содержанием школьного образования является переживание учащимися того, что изучается, восприятие объекта изучения как ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow