1. Личностно-развивающая ситуация представляет собой реализацию определенного педагогического проекта, создавая который педагог должен выполнить следующие шаги:
а - иметь представление о жизненной ситуации тех учеников, которые станут реальными участниками данной ситуации;
б - сформулировать педагогическую цель этого проекта, т.е. представлять личностный опыт, который должен приобрести ученик;
в - показать на материале, в какой предметной деятельности будет создана ситуация, и чем будут заниматься ее участники;
г - описать, через какие психические состояния, переживания должны пройти ученики, чтобы обрести соответствующий опыт;
д - наметить, каким образом будет организовано общение, лидерство, руководство, связи, отношения;
е - подумать, как заинтересовать участников ситуации, побудить их к принятию деятельности как личностно значимой, к поиску смыслов;
ж - спланировать, как методически подготовить себя к такого рода деятельности;
з - установить, какие средства необходимы для реализации данного проекта.
|
|
2. Выберите способ создания личностно-развивающей ситуации:
- вхождение предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы ученика;
- диалог как способ освоения личностного опыта;
- игровая форма создания ситуации, т.к. личность развивается, творя собственный мир, особое пространство, «проигрывая» в нем свои роли и модели реальности.
3. Опишите систему условий и обстоятельств, особенности взаимодействия субъектов, виды деятельности учащихся, форму их организации взаимодействия субъектов, необходимые средства.
4. Опишите, какое поведение ожидается от ученика в данной ситуации, и по каким критериям и показателям вы определите успешность решения поставленной задачи.
См. Приложения 9, 7, 13.
Материалы, которые можно использовать: художественный или публицистический текст (при необходимости, если вы создаете личностную ситуацию на его основе).
Задание 16. Смоделируйте воспитательную ситуацию нравственного выбора.
Знать: понятие «личностная ситуация», сущность, особенности, содержание нравственного воспитания, положения концепции и технологии личностно ориентированного образования.
Уметь: проектировать личностно значимую (развивающую) ситуацию и ее содержательные основы, прогнозировать поведение учащихся и ожидаемые результаты педагогического взаимодействия; ставить воспитательные задачи.
Владеть: технологией создания личностно значимой ситуации, приемами личностного вовлечения учащихся в образовательный процесс нравственной рефлексией.
Содержание и рекомендации.
Нравственное воспитание решает задачи формирования нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества, общечеловеческих ценностей: честности, справедливости, долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим, патриотизма, дисциплинированности, гражданского долга, требовательности к себе, социальной активности, милосердия.
|
|
Технологической единицей личностно-ориентированного образования является личностно значимая (личностно-развивающая) ситуация, проектируемая и реализуемая педагогом на основе триады «задача-игра-диалог». В основе такой ситуации лежит эмоционально вовлеченное, переживаемое участие школьника в решении личностно значимых для него научных, социальных, нравственных, проблем, которые целенаправленно отбираются учителем и предъявляются (создаются) в различной форме на уроке или во внеурочных мероприятиях.
«Личностно-развивающая ситуация – это особый педагогический механизм, который ставит ученика в новые условия, востребующие у него новый стиль поведения, осмысление, переосмысление предшествующей ситуации… Специфика личностного развития индивида состоит в осмысливании, субъективировании переживаний собственной жизненной ситуации[15]» (Е.А. Крюкова).
Критериями личностного развития индивида исследователи личностно-ориентированного подхода называют следующие:
- отношение к другому человеку как к самоценности;
- проявление способности к самоотдаче, любви как способу реализации этого отношения;
- творческий характер деятельности;
- потребность в позитивной свободе;
- способность к свободному волепроявлению;
- возможность самопроектирования будущего;
- вера в осуществимость намеченного;
- внутренняя ответственность перед собой и другими;
- стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
«Личностно-развивающая ситуация нравственного выбора должна содержать «задачи, коллизии, факторы, которые ставят воспитанника перед необходимостью:
- самостоятельно принимать решения о выборе поступка (нравственная суть поступка исчезнет, если кто-то это решит за него);
- совершить нравственный поступок (его признак – что-либо отнять у себя: время, силы, средства и сознательно, усилием воли передать, посвятить другому…);
- в нравственном поступке важен мотив, <…> нравственную норму… нельзя выполнять без любви к ней, без убеждения в ее справедливости;
- воспитание нравственности возможно лишь там, где можно выразить свою индивидуальность в некоем значимом для других людей продукте; принимать решения свободно, не полагаясь на помощь и подсказку других.
… Инвариантной характеристикой воспитательной личностно-развивающей ситуации является постановка воспитанника перед необходимостью преодоления значимой для него коллизии, побуждение к осознанию своей «недостаточности» в сфере нравственного опыта и поддержка его намерения приобрети этот опыт»[16] (В.В. Сериков).