1. Кратко обоснуйте значение и возможности педагогического общения для решения воспитательных, образовательных и личностно развивающих задач. Какова роль коммуникативных способностей педагога, его коммуникативного поведения, особенностей занимаемой позиции для успешности педагогического процесса.
2. Придумайте ситуацию, для решения какой-либо конкретной педагогической задачи (по вашему выбору), требующую коммуникативного воспитательного взаимодействия педагога с учеником / родителем (например, беседа с учеником / родителем о причинах плохой успеваемости школьника).
3. Смоделируйте в ней проблемное или конфликтное содержание (например, ученик обижен на учителя, считая его требования и отношение к себе несправедливыми).
4. Смоделируйте типы поведения ученика / родителя (ученик находится в позиции «родитель», «приспособившийся ребенок», «бунтующий ребенок» / родитель занял позицию «карающий родитель», «заботливый родитель», «взрослый»)
5. Сформулируйте те задачи, которые вам необходимо будет решить в процессе общения, и возможные способы их решения при коммуникативном взаимодействии.
6. Продемонстрируйте и обоснуйте, как вы можете использовать особенности разных позиций в общении в этих конкретных случаях, «пристраиваясь» к собеседнику? Какие можно использовать «усадки». Спрогнозируйте возможное ответное поведение партнера.
7. Дайте оценку плюсов и минусов, сильных и слабых сторон каждого из вариантов вашего поведения.
Помните, что организация педагогического общения предполагает ряд этапов: 1) моделирование предстоящего общения, исходя из задач и особенностей партнеров по общению; 2) прогнозирование вариантов развития общения и продумывание вариантов своего поведения; 3) психологическая настройка на общение (вызов у себя необходимого состояния); 4) начало непосредственного взаимодействия (установление контакта, проведение коммуникативной атаки), настрой на сотрудничество, формирование чувства «мы» и т.д.; 5) управление общением; 6) анализ состоявшегося общения (его результатов, трудностей) и моделирование предстоящей деятельности.
Материалы и средства, которые можно использовать: заранее подготовленный и соответствующим образом настроенный партнер по общению для демонстрации коммуникативного взаимодействия.
Рекомендуемая литературы и электронные ресурсы