Термин «концовка» не научный и не точный. Под ним подразумевается окончание объяснения. Но чаще всего конец объяснения и есть конец занятия (или, скажем так, почти конец - педагог оставляет время на вопросы учащихся, чтобы проверить понимание, на объявление домашнего задания).
О том, что именно так обычно и бывает «в жизни», свидетельствуют опросы, проведенные среди педагогов: подавляющая часть учителей заканчивает занятие объяснением, больше половины дают домашнее задание заранее, так как боятся не успеть задать в конце.
Варианты концовки по Карнеги:
а) резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;
б) призвать к действию;
в) сделать слушателям подходящий комплимент;
г) вызвать смех;
д) процитировать подходящие поэтические строки;
е) «многоточие»;
ж) новый вопрос; вопрос, открывающий предмет с неожиданной стороны.
См. Приложение 12.
Материалы, которые можно использовать: текст (учебный, литературный или публицистический), предмет, необходимые для проведения коммуникативной атаки и концовки.
|
|
Задание 22. Сформулируйте принципы, правила, нормы оценочной деятельности педагога. Можно ли отказаться в современной школе от системы отметок?
Знать: понятия «контроль», «отметка», «оценка», «учебные достижения школьников», функции контроля и оценки, требования к оценочной деятельности учителя, критерии оценки учебных достижений учащихся.
Уметь: анализировать, оценивать деятельность и учебные достижения учащихся, аргументировать свою точку зрения, опираясь на определенные критерии, учитывать индивидуальные особенности учащихся и объективные нормы и требования, предъявляемые к учебной деятельности и ее результатам.
Владеть: способами и приемами оценивания.
Содержание и рекомендации.
Результаты контроля знаний представлены в форме оценок и отметок.
Оценка – выраженное словами (взглядом, интонацией, жестом) отношение к качеству устной или письменной работы, иного выполнения задания к проявленному творчеству.
Отметка – выраженное в условных баллах внешнее выражение оценки той или иной работы в ходе учебного процесса, количественная мера оценки.
Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания осуществляемая человеком, процесс сравнения ЗУНов с теми эталонами, которые предписаны в учебной программе; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности, их условно-формальным отражением.
Оценивается не только содержание, но и отношение к работе, самостоятельность ученика, его индивидуальная динамика.
На практике процесс оценивания обычно выступает как развернутое суждение учителя, обосновывающее отметку, или как свернутое «объявление», т.е. прямое выставление отметки.