ТЕМА.
ПРИЕМЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С УЧАСТНИКАМИ ГРУППЫ
Обзор
Техника заключения договоров с клиентами как психологический прием вначале разрабатывалась в бихевиоральной терапии. По сути, договор представляет собой некоторое соглашение между ведущим и членом группы по поводу поведения в группе. В зависимости от целей группы договор может быть общим для всех членов группы, либо заключаться с каждым ребенком индивидуально.
Договор об изменении поведения включает в себя: (а) описание стратегий поведения; (б) ожидаемые результаты; (в) указание периода времени, в течение которого действует договор (например, количество занятий, дней или недель); (г) вариант согласия клиента на основе его полной информированности.
Обоснование
Договор помогает ребенку следовать четким правилам, в нем описываются последствия того или иного поведения и определяется ответственность за те или иные поступки. Такой подход очень эффективен при работе с подростками, так как договор включает описание ожидаемого и возможного поведения ребенка, что уменьшает вероятность игры между ним и ведущим группы. Это помогает сэкономить время и усилия. Заключение договоров отдельно с каждым ребенком – хороший способ уточнить индивидуальные планы по изменению его поведения. Если вы сочтете нужным, вы можете использовать сведения из этих договоров, чтобы продемонстрировать детям на группе их успехи по изменению поведения – это может послужить хорошим примером и стимулом к продолжению работы.
|
|
Основные цели заключения договоров в группе те же, что и в индивидуальном консультировании: прояснить каждый этап плана по изменению поведения и добиться согласия на такую работу. Кроме того, договоры служат цели создания в группе атмосферы взаимной поддержки, внутри которой только и возможно учиться работать с обратной связью, получать помощь и одобрение со стороны сверстников.
Практические рекомендации
Договор с членом группы должен включать следующие пункты:
1. Четкое описание того, что должно быть улучшено, исправлено или исключено. Например:
Ø Я буду выполнять домашнюю работу четыре раза в неделю. Я буду наводить порядок на письменном столе каждый день. Я буду приносить учебники и тетради на каждый урок.
Ø Каждую неделю я буду прочитывать определенное количество книг.
Ø Никаких драк во дворе в течение одной недели.
Ø Я буду говорить другим что-нибудь приятное определенное количество раз в неделю.
2. Дату начала действия договора и дату его пересмотра. Например:
Ø Действие договора может начаться со второго занятия.
|
|
Ø Договор будет пересматриваться и ход его выполнения будет оцениваться еженедельно каждый вторник.
3. Описание способов изменения поведения. Например, если ребенок должен научиться контролировать свою агрессивность, чтобы избегать драк, в договоре могут быть перечислены следующие варианты действий ребенка:
Ø Игнорировать ситуацию.
Ø Сосчитать до 10, прежде чем сказать что-либо.
Ø Подумать о последствиях.
Ø Сказать взрослому, что я разозлен, и попросить остановить меня.
4. Имена людей, имеющих отношение к договору.
5. Способ вознаграждения за достойное поведение.
6. Санкции за недостойное поведение.
Вне зависимости от возраста детей рекомендуется составлять договор просто и ясно. В примере 1 приводится договор, который вы можете адаптировать с учетом специфики вашей ситуации. При составлении договора следует избегать сложных ситуаций, предполагающих участие других лиц или решение сразу нескольких проблем. При индивидуальном консультировании договор с ребенком может включать еще двух-трех взрослых – родителей, учителей и т.д. Однако в группе договор следует заключать строго между вами и ребенком, в противном случае вы не сможете контролировать его выполнение.
На мой взгляд, сплоченность группы достигается быстрее, если вы заключаете договоры со всеми членами группы. Поскольку дети оказываются в курсе заключенных соглашений, они быстро солидаризируются друг с другом и вместе работают над собственным поведением и его изменением.
Некоторые дополнительные рекомендации для заключения договоров в группе:
§ Сделайте несколько копий бланков договора, чтобы вы и дети смогли заполнить их на занятии.
§ Убедитесь, насколько вы можете доверить поддержку ребенка другим лицам. Возможно, вам потребуется помощь родителей для оказания дополнительной поддержки ребенку. Для этого вы должны попросить разрешения у ребенка сообщить часть сведений о его успехах родителям. Обычно дети рады, когда родители узнают об их успехах и хвалят их за это.
§ Не забывайте, что даже если в договоре фигурирует учитель, вам все равно необходимо спрашивать у ребенка разрешения на предоставление педагогу сведений о его работе. Этого требуют правила конфиденциальности.
§ Если проблемы с поведением ребенка настолько сложны, что требуют ежедневного контроля, то лучше заключить с ним отдельный договор. Возможно, вам придется проводить с ним индивидуальную работу до тех пор, пока его поведение не изменится. Групповые договоры хорошо работают только в тех случаях, когда ребенок может сам следить за своим поведением и не нуждается в постоянной опеке.
§ Согласие ребенка выполнять договор зависитот того, насколько ясно сформулированы условия соглашения. Убедитесь, что ребенок понимает суть договора и может своими словами рассказать, что он должен делать. В противном случае договор выполняться не будет.
§ Обязательно проверяйте и пересматривайте договоры и старайтесь высказывать, насколько это возможно, ваше одобрение как по поводу реальных достижений ребенка в его работе, так и по поводу прилагаемых им усилий.
Большинство детей с готовностью заключает договор, поскольку такая работа предполагает внимание к их проблемам и обратную связь не только с вашей стороны, но и со стороны других членов группы. Пусть дети апплодируют и хвалят друг друга. Награждайте их за работу: например,угощения (изюм, печенье, конфеты и т.п.). Вы можете дать каждому ребенку по одной порции, за приложенные усилия и по две - за достижение цели. Например, если ребенок обещал выполнять домашнюю работу четыре раза в неделю, но в действительности делал ее всего два раза, – это, тем не менее, шаг в правильном направлении. Отмечая даже небольшие результаты в продвижении к цели, вы стимулируете детей к продолжению работы над собой.