С точки зрения гносеологии (теории познания), существуют три возможных источника познания внешнего мира, в том числе права: 1) чувственный опыт; 2) разум; 3) интуиция [8, с. 3]. Причем эти три источника познания в своих конечных выводах ведут к мировоззрениям материализма (или философского эмпиризма), идеализма (или философского рационализма) и интуитивизма*.
В таком ракурсе юридическая герменевтика также может опираться на понимание и толкование права с точки зрения его материального содержания (материальных интересов конкретных лиц), с точки зрения юридических понятий и конструкций юридической логики, с помощью которых наука права стремится охватить право, а также на основе интуитивного проникновения в содержание права и его связи с реальной жизнью.
Если первая точка зрения близка таким теориям, как марксизм и юриспруденция интересов, то вторая точка зрения связана с юридическим позитивизмом и юриспруденцией понятий. Что касается интуитивизма, то он наиболее близок юридическому экзистенциализму.
|
|
Семиотический аспект
С точки зрения психологической теории права Л.И. Петражицкого, право в виде юридических эмоций объективируется и символизируется в непсихические знаки юридического характера (юридические символы).
В этом случае мы имеем дело с юридической семиотикой, т.е. с комплексом теорий, предметом которых выступают свойства юридических знаковых систем.
Известно значение такой разновидности юридических знаков как юридическая символика, с помощью которой власть осуществляет воздействие на подсознание своих подданных.
Как пишет российский философ-юрист Б.П. Вышеславцев: "Закон обладает весьма слабой способностью внушать. Закон не умеет обращаться с подсознанием. Отрицательное внушение не принимается, а закон состоит в значительной мере из запретов. Чтобы помочь этому дефекту, власть окружает закон рядом образов и символов, способных внушать: "зерцало", мантии судей, торжественные заседания суда, стража и т.п." [2, с. 77].
По своей сути юридическая герменевтика и юридическая семиотика являются двумя сторонами одной и той же медали, поскольку герменевтика толкует юридические знаки.