В каждом юридическом споре мы имеем конфликт фундаментальных принципов права, который не может быть разрешен в рамках самих принципов, которые часто указывают в противоположных направлениях.
В этом смысле право глубоко антиномично, оно состоит из антиномий. Например, таких, как факт и норма, публичное и частное и т.п.
Возьмем в качестве примера принципы современного международного права, которые представляют собой систему антиномий. Это значит, что на практике эти принципы могут вступать в конфликт, т.е. между ними существуют "антиномические отношения".
Так, принцип суверенитета государств может вступать в конфликт с другими принципами, например такими, как принцип равенства государств и принципы поддержания мира и международной безопасности; принцип территориальной целостности государства – с принципом самоопределения народов; принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга – с принципом уважения прав человека; принцип pacta sunt servanda – с правилом rebus sic stantibus и т.д.
Таким образом, во многих жизненных ситуациях мы имеем конфликт (коллизию) принципов и ценностей международного права, который обращен к воле человека и требует скорейшего разрешения, в том числе путем толкования.
Преодолеть эти антиномии способна только герменевтика, которая выступает в качестве средства диалектического синтеза антиномий права.