V. Смысл долга

Чувствуя смысл долга (duty), мы чувствуем необходимость вести себя определенным обра­зом. Повседневное языковое употребление пока­зывает, что люди переживают смысл обязанно­сти двумя различными способами. Например, (а) «Я обязан» («I am under an obligation»), или (b) «Я должен» («I am duty-bound») внушает волевой импульс вести себя определенным образом, не­зависимо от наших желаний либо ценностей, разделяемых или преследуемых субъектом, ко­торый обязан либо должен что-либо сделать.

В противоположность, (с) «Мне следует сде­лать нечто» («I must or ought to act thus») может иметь сходное с (а) и (b) значение, однако до­пускает также, что Должное (Ought) суть резуль­тат оценки субъекта: «Мне надо выбрать эту до­рогу, потому что это кратчайший путь к цели, и у меня нет вре­мени». По мнению Хагерстрома, существует, по крайней мере, два значения смысла долга.

Один из них, так сказать, абсолютен. Это во­левой импульс совершить что-либо, независи­мый от желания субъекта, целей и намерений, который может противоречить им. Лицо просто чувствует себя обязанным и таким образом ощущает смысл абсолютного долга.

Другой вид, можно сказать, относителен; он связан с определенными целями либо намере­ниями. Отсюда, волевой акт поступить опреде­ленным образом зависит от целей и намерений субъекта, который, преследуя эти цели и наме­рения, ощущает, что он должен (must or ought) действовать определенным образом.

Хагерстром, основываясь на различных аргу­ментах, которые не могут быть изложены здесь вследствие недостатка места, исключает, что смысл абсолютного долга может быть редуциро­ван к любому смыслу долга относительного. На­пример, он согласен, что смысл абсолютного долга определяется индивидом согласно его со­циальной сути, но отрицает то, что индивиду­альный смысл абсолютного долга можно свести к смыслу относительного долга, основанного на опасении реакции по поводу своих социальных проявлений (например, угрызений совести). Ха­герстром считает, что социальная суть непосред­ственно обуславливает волевой импульс инди­вида поступить определенным образом.

Последнее, но не менее важное. Хагерстром выражает точку зрения, согласно которой, дей­ствующий субъект стремится объективировать свою социальную суть, как если бы это были власть или авторитет, издающие команды из­нутри субъекта, и которые устанавливали бы для него волевые побуждения действовать, смысл абсолютного долга, независимый от его жела­ний, целей и намерений, и возможно даже про­тивоположный им*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: