Хагерстром не излагал систематически свою теорию права, поэтому в его работах имеются неясности и расхождения.
Но существует только одна теория права Хагерстрома: антропологическая, социологическая и психологическая теория; она вполне совместима с его теорией объектов (реальности) и с нон-когнитивистскими, метаэтическими следствиями из нее.
Для юристов теория права Хагерстрома имеет то же значение и те же недостатки, что и любая антропологическая, социологическая и психологическая теория права. Она не окажет большой помощи в разработке техники правовой догматики. Но она будет полезной юристам для понимания того, как работает право и как оно интегрировано в социальную и культурную систему.
Кроме того, теория Хагерстрома имеет преимущества указания, и даже подчеркивания важности идеи нормы в праве. Здесь Хагерстром предвосхитил многие важные взгляды, которые Х. Л. А. Харт успешно развивал и отстаивал спустя 40 лет в «Концепции права».
Следующее показывает, что из взглядов Харта было предвосхищено Хагерстромом.
|
|
Согласно Хагерстрому, нормы и команды вызывают в нас волевой импульс, «лишенный оценки»: они создают непосредственно в нас стремление действовать определенным образом. Несмотря на это, существуют важные различия между нормами и командами. Они состоят в следующем.
(i) Контекстуальные требования. Для работы нормы не требуется специальных отношений между лицом, издавшим норму и её адресатом. Команда, напротив, требует таких отношений, она не работает в качестве «независимого императива» (используя позднее выражение Карла Оливекроны)**.
(ii) Правильность. В случае нормы (но не команды), требуемое действие «постоянно мыслится как существующее в качестве правильного или соответствующего актуальным обстоятельствам»***.
(iii) Состояние сознания реципиента. В случае нормы «сознание обязанности» совершить требуемое действие, как единственно верное, присутствует в сознании реципиента и связанно с чувством долга. Этого нет в случае с реципиентом команды*.
(iv) Вербальное выражение. В случае нормы, но не команды, люди используют предложения-долженствования в форме суждений для утверждения существования долга как в выражении «придерживаться данной линии поведения – это мой долг» или «я обязан действовать таким образом»**.
(v) Универсальность. Люди принимают как должное общую действительность норм внутри данной группы. Как показывает Хагерстром, «так может быть, по моему мнению, что система требует специфических действий в обстоятельствах, в которых я нахожусь. Но я всегда считал, что подобные действия должны быть верны для иных людей, находящихся в подобных обстоятельствах и в одинаковой ситуации». Отсюда, моральное негодование людей не формирует верных действий. Всего этого нет в случае с просто командами***.
|
|
(vi) Санкции. В случае нормы, идея долга приводит к принятию в качестве справедливой санкции, связанной с неповиновением, а также как долг повиноваться санкции. Напротив, в случае команды, если санкция связанна с неповиновением, она будет рассматриваться просто как факт****.
Вернемся к Харту.
Его различение между правилами – или законами – и командами схоже с различением Хагерстромом норм и команд. Харт особо отмечал, что контекстуальное требование для команды быть эффективной представляет собой «ситуацию лицом-К-лицу», где отношения между отдающим и воспринимающим команду состоят из «чисто временного господства» первого над вторым. Законы, напротив, не требуют такой ситуации, являются постоянными, длительными. Это важное замечание, относительно «постоянства» (Карл Оливекрона также указывал, что «закон есть автономный императив»), означает то, что Харт называл «независимым императивом» в своих английских сочинениях*****.
Согласно Харту, существуют социальные правила, когда определенное поведение принимается группой как «общий стандарт, которому необходимо следовать всей группе в целом». Это означает не только конвергенцию либо идентичность поведения внутри группы, но также что любое отклонение от стандарта поведения трактуется как «отклонение либо нарушение, открытое для критики». Критика есть не «критика деяния как такового, но отклонения от стандарта, что обычно воспринимается как хорошее основание для критики». Другими словами, критика рассматривается как «легитимная или обоснованная». Особенности всех этих находок выражаются на нормативном языке в предложениях типа «Я (Ты) обязан…», «Я (Ты) должен сделать это», «Это правильно», «Это неправильно».
Отсюда, мы без труда поймем замечание Харта о том, что в утверждении «некто имеет обязанность или обязан» предполагается существование правила. В самом деле, Харт справедливо считает, что «в существование всяких социальных правил включена совокупность форм регулярного поведения с особым отношением к этому поведению как к стандарту»******.
Регулярное поведение (практика) есть внешний аспект правил. Уважительное отношение к такому регулярному поведению как стандарту есть внутренний (психологический) аспект правил. Существование правила является, следовательно, социально-психологическим фактом.
Такое понимание социального правила очень близко к понятию нормы Хагерстрома. В частности, тщательный анализ того, что Хагерстром вкладывает в идею нормы, правоты и долга, также сопровождаемых волевым импульсом, суть анализ того, что Харт называл внутренним аспектом социальных правил (тот анализ, который Хагерстром осуществил за 40 лет до него, Харт описал как внутренний аспект социальных правил)*******.
Различение Хагерстрома между нормой и командой, также как позднее различение Харта между командами и правилами, или законами, предназначено для того, чтобы показать, что право как система социального руководства и контроля не может быть объяснена в терминах команд, но лишь в понятиях норм или правил.
С этой точки зрения становится ясно то, что Хагерстром писал о гипотетическом обществе, базирующемся на командах, противопоставляя его другому, базирующемуся на нормах, и сравнить это с тем, как Харт представлял ситуацию, если бы гипотетический король Рекс правил лишь благодаря привычно исполняемым командам, и напротив, что бы случилось, если бы он правил, основываясь на действительно принятом правиле признания. Длительность и постоянство права, также как правовые ограничения законодательной власти, принадлежат лишь обществу, базирующемуся на нормах и невозможно в обществе, основанном на командах*.
|
|
Хагерстром вопрошает: существует ли какой-либо пример властвования, за исключением деспотизма или охлократии, «в котором действительный обладатель власти не является субъектом правил, имеющем идеальное могущество, на основе которого полномочия власти или в соответствии с которым применение одной только силы могли иметь место?». Правила предшествуют власти: они конституируют власть как действительную способность детерминации человеческого поведения. «Также как частное лицо должно апеллировать к позитивному праву (действующему праву), когда предъявляет иск к другому лицу, осуществляя свои права, также и политическая власть, осуществляя регуляцию социальных отношений, базируется на существующей конституции, если эта регуляция имеет силу закона»**.
Можно подумать, что Хагерстром, подчиняя силу права существующей конституции, придерживается формалистической позиции, подобно Кельзену. Но это не так. В отличие от Кельзена, Хагерстром понимает формальную действительность законов как условие их эффективности.
Вслед за Хагерстромом, Оливекрона замечает, что эффективность законотворчества «в первую очередь является результатом общего уважения, благодаря которому держится конституция». Благодаря такому отношению к конституции люди предрасположены к подчинению. Это необходимо, чтобы сказать им как они должны себя вести. Они будут подчиняться при условии, если то, что им делать, будет сообщено в корректной форме, в соответствии с нормами конституции. Люди будут подчиняться, если то, что им делать, будет говорить тот, кто, подобно законодателю, занимает ключевую позицию, «используя те формальности, которые, рассматривая психологическую ситуацию в стране, обычно требуются для практического эффекта» законов***. Согласно Хагерстрому, то, что создает нормы, не есть де-факто сила власти, напротив, существование норм, придает власти (authority) де-факто власть (power). Другими словами, конституционные правила осуществления полномочий есть действительное основание действительной власти, а не наоборот. Определенные люди, так как они занимают господствующее положение согласно правилам конституции, имеют фактическую власть обусловливать человеческое поведение.
|
|
Законодатель издает законы, которые исполняются, и суды издают правила, которые осуществляются (в этом смысле оба обладают действительной властью, в которой они преуспевают в достижении того, что они устанавливают), и это происходит, потому что они действуют, как законодатели либо судьи, согласно конституции, и граждане приемлют это, как установления связующих норм. Граждане выполняют нормы, законы и правила не потому, что они чьи-то персональные команды либо воля, но потому что они издаются и объявляются в соответствии с конституцией. Здесь Хагерстром защищает «превосходство» права и его нормативный характер. Можно прочесть строки, где он критикует волевые теории, наподобие тех, которые поддерживаются последователями Джона Остина. Также можно прочесть строки, где Хагерстром поддерживает, противореча Салмонду, верховенство норм конституции над конституционной практикой или над фактической организацией государства, и фрагменты, в которых он отвергал «необдуманную» идею государственной власти, связанной лишь собственной волей*. Согласно Хагерстрему не существует эффективной правовой власти или закона, если нормы конституции не мыслятся как связующие простых людей, и власть не действует в соответствии с ними. Таким образом, взгляд Хагерстрома на верховенство права суть дескриптивный, научный взгляд, ничего не предписывающий и не содержащий этической доктрины.
Харт, спустя 40 лет, просто подтвердил, что теория Остина, согласно которой право суть просто совокупность команд, неправильна. Более того, согласно Харту только существование правил – определяющих, кто имеет право отменять законы, которым подчиняется законодатель, утверждающих, что закон имеет силу безотносительно к личной истории законодателя, отмечающих какие именно формы и ограниче ния наблюдаются, и эти определенные декларации должны стать правом – может быть учтено для продолжительности власти, постоянства законов, правовых ограничений законодательной власти. Эти фундаментальные правила, как называет их Харт (Хагерстром называет их конституционными нормами или нормами осуществления власти) конституируют правило признания. Их существование состоит в их бытии, воспринятом как образцы поведения. Законодатели принимают и осознают их, когда вводят законы согласно этим правилам; так же действуют суды, применяя законы в соответствии с этими правилами; так же действуют и специалисты, когда они руководят обычными гражданами на основе законов, введенных по этим правилам; так же поступают и обычные граждане, которые согласны с поведением законодателя, судов и специалистов**.
(Перевод с английского С. И. Максимова и А. В. Стовбы)