Системное и органическое начала в дизайне. Актуальные вопросы системного и средового подходов

Системность — это рассмотрение объектов вместе с объединяющими их взаимосвязями, образующими единое целое.

В советском дизайне апологетами системного подхода были сотрудники ВНИИТЭ и участники Московского Методологического Кружка (ММК) Гео́ргий Петро́вич Щедровицкий и Олег Игоревич Генисаретский. Системный подход разрабатывался ими в рамках общефилофского учения о (так называемой) «методологии» как исследования мышления (а не метода!) При этом любовь к системам — не только внутрисоветская (Щедровицкий был вообще говоря антипартийцем), но и всеобще-модернистская.

Системный подход пытается выявить (анализировать) как объекты, так и связи (внутренние — композиционная форма, взаимоотношения частей / внешние — предсказание отклика потребителя, обобщение функций) и максимально четко их зафиксировать (описать).
В процессе проектирования результатом является не только объект, но и множество приложенного к нему текста — описания связей системы (постановка целей, анализ ситуации, исследования потребителя, описание образного решения). Предполагается, что в процессе проектирования порождается новизна, и эти метаданные способствуют передаче и фиксации новизны(в работах Щедровицкого это называлось «рефлексией»).

Результатом системного подхода является появление феномена дизайн-программы — в которой весь предметный мир проектируется как бы заново и единовременно, в общем стилистическом ключе, в строгом соподчинении элементов. Гайдлайны и брэнды — тоже результат системного подхода.

В процессе системного проектирования поддержанию жесткости выявленных связей зачастую придается излишняя важность. Пример — линейки кастрюль, чьи радиусы были связаны по принципам «золотого сечения».

Системный подход опирается на ценности Нового Времени — веру в возможность рационального познания и объективность (против эмоциональности и спонтанности). К системному подходу склонны скорее немецкие школы дизайна. Итальянские школы склонны к «слабой системности» - позволяют себе отклоняться от фиксированных гайдлайнов в пользу вольной интерпретации, которая ничего не фиксирует и не «самоописывается».

сти и позволяет наиболее полно представить внешние и внутренние характеристики будущего интерьера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: