Экзаменационный билет № 14. Дизайнерский проект как актуальный дискурс

Дизайнерский проект как актуальный дискурс. Семантические аспекты формы в дизайне на рубеже XX – XXI веков.

Ди́скурс или диску́рс (фр. discours) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности. Объект дизайна является знаком. Следовательно, у него существуют смыслы.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
1) синтактика изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно интерпретации;
2) семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;
3) прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

В семантике нас интересует, как смысл может быть выражен через объект самим дизайнером, а не то, какие коннотации ему придаст потребитель.

Проблему здесь можно найти такую: смысл можно выразить в объекте дизайна по-разному.

Можно пользоваться прототипами смыслов - метафорами, которые уже обрели стабильные смыслы в обществе: прямые цитаты в формообразовании, которые "какбэ напоминают". Пример (тут достать лого-лаунж): стрелка в логотипе - это "какбэ динамично". Лупа - "какбэ поиск". Лампочка - "какбэ идея". Не все любят такое формообразование в лоб.

Можно написать к объекту дизайна отдельный текст, в котором объясняется, что все это значит. Текст может быть:

  • в форме пояснительной записки, претендующей на системность, по заветам ВНИИТЭ
  • в форме манифеста, как это делал Кандинский для "Синего Всадника", который, как известно, в архе не доучился
  • в форме интервью модным журналам, как это делает Ф. Старк.

Здесь есть засада: зачастую после того, как текст оторван от дизайна, потребитель может и не догадаться, что тот символизировал.

Постмодерн при этом отказывается от веры в то, что смысл вообще говоря надежно передается знаками. Постмодернистский дизайн несет в себе несколько смыслов, понятных разным аудиториям смотрящих: один для масс, другой для "знающих".

Примеры:
Гринго, который совсем не постмодернистский, многими "знающими" воспринимается как постмодернизм, а декоративная гиря - как метафора разрушения стеклянного модернистского фасада. А авторы ее вовсе даже не со смыслом туда приделали, а просто так.

Экзаменационный билет № 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: