Требования к обучению речи на специальных занятиях

В процессе разнообразных действий с натуральными пред­метами, а затем и их изображениями (обыгрывания игрушек, группировки предметов, соотнесения их с картинками, пере­кладывания, наблюдения за предметами, действиями и т. д.) из всей сопровождающей речи взрослого выделять отдельные слова или словосочетания для специальной отработки с деть­ми (голосом, интонацией, акцентом на этих речевых едини­цах). Многократно проговаривать отрабатываемые слова (словосочетания, фразы), сохраняя у детей интерес к самим предметным действиям.

Побуждать детей к приближенному произнесению изучае­мых слов сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) при выполнении пред­метных действий по подражанию.

Учить детей подкладывать таблички со словами, написан­ными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение),

Уметь показывать предмет или его изображение по устно­му называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально создан­ных ситуациях общения).

Находить объект только по устному или только по пись­менному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой.

Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.

Слухо-зрительно воспринимать отрабатываемые на заня­тиях речевые средства общения.

Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей).

Темы занятий. I квартал. Игрушки. Фрукты. Овощи, Продукты питания. Имена детей.

II квартал. Животные. Посуда. Одежда. Мебель.

III квартал. Люди (семья, взрослые в детском саду). Погода. Транспорт. Части тела. Учебное оборудование.

Словарь и фразеология. В процессе изучения каждой темы предъявляется речевой материал из программы младшей группы.

Образцы выделения слов для их обработки из речи педагога, сопровождающей действия с предметами:

Что там? Откроем коробку... Ой! Я покажу! Смотрите!.. Вот! Это яблоко. Красивое, большое, круглое. Яблоко. Говори «яблоко». Хочешь яблоко? Говори: «Да». Возьми яблоко. Тут еще яблоко. Дай яблоко Диме. Ты попроси: «Дай». Говори: «Дай яблоко». На яблоко. Еще посмотрю в коробку Что там? Вот! Это груша. Груша желтая (соотносится с цветом). Хо­чешь грушу? Попроси: «Дай». Говори: «Дай грушу». На грушу. Это яблоко. Это груша. (Таблички прочитываются деть­ми, соотносятся с предметами и ставятся в наборное полотно и т.д.)

Тук-тук! Слышу! Тук-тук! Кто там!? Привет! Мишка при^ шел. Привет-привет. Что принес? Мишка принес вот что – альбом. Посмотрим. Ой-ой! Кто это? Посмотрите! Это Дима! Вот какой Дима. Где Дима? Вот Дима! Покажи Диму! Вот Дима. А где Вова? Нет Вовы? Посмотрим. Вова! Вот Вова. Покажи Вову. А кто это? Это Дима? Нет! Это Таня. Вот Та­ня. (Таблички прочитывают и соотносят с фотографиями.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: