Второй год обучения. Программный материал по развитию речи глухих детей на втором – пятом годах обучения дается по кварталам

Программный материал по развитию речи глухих детей на втором – пятом годах обучения дается по кварталам.

I квартал

Требования к обучению. Наблюдать за производимыми педагогом действиями с натуральными предметами (обыгры­вание игрушек, перекладывание предметов на другое место, группировка их и т. п.), выполнять эти действия совместно со взрослыми или по подражанию.

Называть предметы путем подкладывания к ним табличек с напечатанными словами или короткими фразами, прибли­женно устно сопряженно или отраженно проговаривать слова и фразы (ребенок дает голосовую реакцию, произносит от­дельные гласные звуки, подстраивается к образцу видимой артикуляции согласных звуков и т. п.).

Узнавать знакомые предметы по их изображениям (кар­тинки, фотографии, муляжи, макеты, чучела, предметы лепки, аппликации и т. п.) и называть эти предметы (подкладывание табличек и устное приближенное проговаривание).

Называть знакомые предметы в дидактической игре (уга­дывать предметы да ощупь, подбирать парные картинки, складывать разрезные картинки, использовать тематические лото, игры типа: «Что там?», «Что у Вовы», «У кого есть?»).

Называть предметы, действия, качества в процессе выпол­нения речевых упражнений. Выполнять поручения или отве­чать на вопросы: Что это? Где мяч? Тут (там). У кого маши­на? Какой шар? Что делает?

Самостоятельно выяснять названия предметов путем по­становки вопросов: Что это? Кто это?

Узнавать знакомые слова в подписях к картинкам в кни­гах (книжках-самоделках). Глобальное чтение знакомых слов в вопросах, поручениях, сообщениях.

Выполнять упражнения для пальцев (типа воспроизведения дактильных знаков).

Темы занятий. Игрушки. Продукты питания. Овощи и фрукты. Одежда и обувь. Части тела. Семья. Животные. Рас­тения. Помещения детского сада. Посуда. Мебель. Времена года. Учебные принадлежности.

Словарь (употребление слов в сообщениях, вопросах, понимание поручений и их выполнение): делай (так), иди, сядь, встань, беги, прыгай, возьми, дай, смотри, слушай, гово­ри, положи, поставь, убери, спи, ешь, пей, вымой, вытри, на­день, сними, открой, закрой, лови, не плачь, не шали, не ме­шай, играй, покорми, кати, идет, сидит, ест, болит, спит, ле­жит, упал, поймал, играет, гуляет, да, нет, можно, нельзя, хорошо, плохо, верно, неверно, спасибо, привет, пока, все, снова, еще, тут, там, вот, мяч, мишка, кукла, кубики, юла, пирамида, зайка, машина, рыба, совок, ведро, лопата, само­лет, суп, каша, хлеб, молоко, конфеты, печенье, сыр, масло, яйцо, яблоко, груша, слива, морковь., огурец, капуста, кофта, платье, штаны, трусы, майка, туфли, пальто, шапка, голова, живот, спина, руки, ноги, папа, мама, тетя, кошка, корова, лошадь, петух, утка, лиса, волк, дерево, цветы, туалет, спаль­ня, группа, чашка, ложка, тарелка, стол, стул, шкаф, кровать, осень, зима, листья, ветер, дождь, снег, бумага, карандаш, наушники, аппарат, микрофон.

II квартал

Требования к обучению. Выполнять действия с предметами и их изображениями по словесной инструкции (глагол в по­велительном наклонении) и по образцу с использованием гла­гола делай (так).

Называть предметы и их изображения (выбор таблички, приближенное устное проговаривание).

Закреплять новые слова и фразы в дидактической игре.

Проводить речевые упражнения с целью дифференциации значений целых фраз: вопросов и ответов (сообщений), пору­чений и сообщений о выполнении.

Глобально читать знакомые слова в подписях к картинкам (по книжкам-самоделкам).

Описывать сюжетные картинки двумя-тремя фразами.

Самостоятельно задавать вопросы типа: Что это? Кто это? Где лежит? (стоит)? Чей шарф?

Упражнения для пальцев (типа сочетания двух-трех дак­тилем).

Темы занятий. Люди, Участок, игровая площадка. Одежда и обувь. Времена года. Предметы гигиены. Части тела. Празд­ники и развлечения. Магазин, рынок. Жилище и его убранст­во. Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина. (Повторяются также темы I квартала).

Словарь (понимать и употреблять слова в сообщени­ях, вопросах, побуждениях, поручениях): постройтесь, попро­си, помоги, включи, выключи, дал, петь, плясать, поливать, чистить, тает, светит, пьет, смеется, толкнул, устал, взял, ри­сует, лепи, покажи, измерь, наклей, построй, бабушка, дедуш­ка, дядя, мальчик, девочка, горка, санки, ком, баба (снежная), двор, шарф, валенки, варежки, платок, солнце, весна, вода, мыло, полотенце, глаза, рот, нос, уши, праздник, елка, флаг, магазин, рынок, лампа, ковер, клей, кисточка, краска, глина, красный, зеленый, синий, желтый, большой, маленький, круг­лый, квадратный, кубик, шар, сколько, столько, больше, меньше, равно, сравни, быстро, медленно, красиво, некрасиво, наверху, какой?, что делает?

III квартал

Требования к обучению. Понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции (с включением глаголов в повелительном наклонении). Отвечать на вопросы целой фразой. Понимать и самостоятельно продуцировать сообще­ния.

Передавать поручения друг другу. Употреблять в речи во­просительные предложения типа: Чей папа? Где Вова? Что делает Ира? У кого мишка?

Составлять подписи к картинкам путем выбора слов на табличках.

Глобально читать знакомые слова и фразы в книге.

Складывать имена детей из разрезной азбуки. Уметь писать имена детей печатными буквами.

Составлять описание сюжетной картинки двумя-тремя фразами.

Выполнять упражнения для пальцев (сочетания нескольких дактилем по подражанию учителю).

Темы занятий (повторение тем I и II кварталов). Времена года. Профессии людей. Развлечения.

Словарь (употреблять все отработанные в течение года слова – в вопросах, побуждениях, сообщениях): весна, тепло, трава, ручей, жук, бабочка, птичка, лето, няня, врач, повар, шофер, продавец, работает, лечит, продает, растет, летит, катается (качается), качели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: