Учитель-дефектолог, воспитатели, няня, работающие в данной группе, должны постоянно показывать детям образцы речевого общения друг с другом. Дети должны видеть говорящих людей, представлять различные ситуации речевого общения.
Выполняя с детьми необходимые в быту действия (укладывание спать, умывание, одевание, кормление, построение на прогулку и т.п.), взрослые должны сопровождать их естественной, эмоционально окрашенной речью (сообщениями, вопросами, побуждениями). Например: Пойдем гулять. Будем мыть руки. Иди ко мне. Сядь. Где стул? Кто там? Хочешь машину? И т.п.
Необходимо привлекать внимание детей к рассматриванию лица, губам говорящего (посадить к себе на колени, повернуть ребенка к своему лицу, поднять на руки, обращая его взор к лицу другого взрослого, и т. п.).
Вызывать у детей интерес к игрушкам, которые тоже «говорят»: к кукле, мишке, собаке, Буратино и др. (Игрушки здороваются: «Привет», дают детям яблоки, картинки и т. п.: «На», зовут детей: «Иди, Вова», плачут, прощаются, благодарят и т. д.)
|
|
Обучая детей различным действиям с бытовыми предметами и игрушками, следует привлекать их внимание к действиям с этими предметами, показывать, называть их, передавать свое отношение к ним, оценивать реакцию детей. Например. Вот кофта. Дай кофту. Правильно. Надень кофту. Я помогу. Все. Вот стул. Сядь.
Необходимо побуждать детей давать ответные реакции на обращение к ним: утвердительное и отрицательное движение головой, соответствующий жест рукой, голосовая реакция, подражание речи взрослого рефлекторным артикулированием, произношением гласных, отдельных звукосочетаний. Следует поддерживать неотнесенный лепет, попытку дать контур слов и т. п. Речевые проявления в соответствии с возможностями каждого ребенка оцениваются только положительно.
По мере научения детей целостно воспринимать слова, написанные печатным шрифтом на табличках (глобальное чтение), необходимо подкреплять устную речь, обращенную к детям, письменной.
Дети должны запомнить на табличках за год около 50 – 70 слов (названий предметов из разных тематических групп), 18 – 20 поручений, вопросов, сообщений из всей используемой в письменной форме речи взрослых и пользоваться этим объемом сведений в соответствии с коммуникативной задачей.
По побуждению взрослых дети должны выражать свои просьбы, желания, сообщения, вопросы в первую очередь в форме устной речи (приближенное проговаривание – от отдельных гласных до контура слова) и показом соответствующей таблички, выбрав ее из нескольких. Взрослые должны учить детей выполнять различные предметные действия, включая вое пальцы обеих рук: захватывание крупных и мелких предметов, застегивание, шнуровка, завязывание и развязывание, лепка, скручивание, действие с кнопочной мозаикой. По подражанию взрослым дети выполняют различные упражнения для развития пальцев, кистей рук (в том числе воспроизводя движения типа дактилем). Пальцевые движения специально отрабатываются.
|
|
Необходимо привлекать внимание детей к различным звуковым сигналам (стук в дверь, звук падающего предмета, звук самолета, громкий голос, смех, плач и т.п.). При этом взрослым надо показывать образец слушания различных звуков. В процессе пользования детьми слуховым аппаратом взрослые должны следить за его постоянным ношением, вызывать у детей положительное отношение к нему.