Класс (1 ч в неделю)

ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Примерные задания

Первая четверть

· Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

· Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

· Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

· Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

· Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

· Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

· Рисование шахматного узора в квадрате.

· Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая четверть

· Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

· Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

· Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

· Рисование с натуры будильника круглой формы.

· Рисование с натуры двухцветного мяча.

· Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

· Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

· Рисование на тему «Нарядная елка».

Третья четверть

· Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

· Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

· Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

· Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

· Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

· Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Четвертая четверть

· Рисование узора из растительных форм в полосе.

· Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

· Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

· Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

· Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

· Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

· Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

· правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

· самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

· правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

· делить лист на глаз на две и четыре равные части;

· анализировать с помощью учителя строение предмета;

· изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

· рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

· в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

· различать и называть цвета и их оттенки;

· узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

· анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Класс

(1 ч в неделю)

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания

Первая четверть

· Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

· Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

· Рисование с натуры ветки рябины.

· Составление узора в квадрате из растительных форм.

· Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

· Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

· Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

· Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

· Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Вторая четверть

· Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

· Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

· Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

· Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

· Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Третья четверть

· Декоративное рисование панно «Снежинки».

· Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

· Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

· Рисование с натуры раскладной пирамидки.

· Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

· Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

· Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

· Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

· Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

Четвертая четверть

· Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

· Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

· Рисование на тему «Космические корабли в полете».

· Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

· Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

· Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

· Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

· Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

· правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

· передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

· использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

· передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

· подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

· пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

· анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

· употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

· рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Примечания.

Элементарные математические представления, перечисленные в программе подготовительного класса до раздела «Числа 1—5».

При отсутствии возможности изучить все темы, внесенные в программу 1 класса, учитель имеет право отложить знакомство учащихся с числами 11—20 до следующего года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: