условий для личностной самореализации педагогов

в учреждении дополнительного образования.

Со времён древней Греции («Академия» Платона) ставится вопрос о требованиях к окружающей человека образовательной среде. Сегодня значению роли среды придаётся всё большее значение (средовой подход к развитию личности, контекстная педагогика и т.д.). Под образовательной средой понимается система влияний и условий формирования личности, возможностей для её развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении (В.А. Ясвин). Администрация ДДТ «Левобережный» исходит из понимания того, что человек изменяется и развивается в течение всей своей жизни и нашей задачей является создание такой социально-педагогической среды в учреждении, которая будет способствовать профессиональному росту и самосовершенствованию педагогов.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак выделял следующие виды образовательной среды и их влияние на личность:

· догматическая – способствует развитию пассивности и зависимости;

· карьерная – способствует развитию активности и зависимости;

· безмятежная – обуславливает пассивную жизненную позицию;

· творческая – способствует активной жизненной позиции.

Свою типологию и выводы Я. Корчак сделал для условий развития ребёнка, но мы считаем возможным осуществить её перенос на среду существования личности и во взрослом коллективе. Хотя роль среды уже будет не такой однозначной, тем не менее, социально-психологический микроклимат, доминирующий стиль общения, ценностные приоритеты коллектива останутся важными факторами, влияющими на профессиональную позицию большинства педагогов.

Деятельность человека, в том числе профессиональная, всегда мотивирована. «Когда речь идёт о том, чтобы предприятие двигалось вперёд, вся суть – в мотивации людей» – писал Л. Якокка. Первые систематические исследования в этом направлении были проведены Элтоном Майо в США в компании «Вестерн Электрик». Они показали, что ни деньги, ни угроза увольнения, ни наказания не являются достаточными мотиваторами хорошей работы. Людям нравится ощущать свою значительность – так может быть сформулирован итог проведённых исследований. Рассматривая вопрос об иерархии человеческих мотивов, Абрахам Маслоу на высшие уровни поставил потребность в самореализации, то есть в стремлении раскрыть себя, свой творческий потенциал; в самоуважении и в уважении, в признании заслуг сослуживцами и руководством и, затем, в социальной общности, поддержке, привязанности. Для решения обозначенных выше задач создания творческой среды в педагогическом коллективе, условий для мотивации профессиональной деятельности через признание заслуг педагогов мы широко используем потенциал творческих педагогических конкурсов.

Нашим первым опытом стала процедура выдвижения педагогов по итогам учебного года на различные номинации премии «Золотой Жираф», которую мы подготовили как сюрприз к педагогическому совету. Идея конкурса возникла в массово-методическом отделе. В этой процедуре мы стремились поддержать творческих людей, участвующих в различных видах работы, часто не связанной с их функциональными обязанностями, и, тем самым, стимулировать их дальнейшее участие в наших проектах. Почему именно «Жираф»? У различных олимпиад, соревнований есть своё животное-талисман. Жираф – это доброе, весёлое существо из детской песенки, на котором детям очень «хочется покататься» и с которым всегда весело. Он не может пройти мимо, всё видит. Подбирая номинации, мы старались обратить внимание на способности, возможности педагогов, показать, что их вклад в жизнь учреждения замечен и оценен. Вот некоторые из номинаций: «Начало» (за самый яркий профессиональный дебют), «Мастер» (за педагогическое мастерство и результативность), «Точность – вежливость королей» (за самый лучший журнал), «Специалист широкого профиля» (за совмещение специальностей из разных областей деятельности), «Растим будущее Невской заставы» (за воспитательную работу с учащимися района), «Дистрибьютор» (за пропаганду деятельности ДДТЛ в районе), «Рекорд сезона» (за выдающиеся успехи коллектива учащихся), «Лицедеи» (за исполнение актёрских ролей), «Сам себе режиссёр» (за лучшую фото и видеосъёмку), «Маэстро» (за лучшую режиссуру и сценарий массовых мероприятий), «ОчУмелые ручки», «Хозяюшка», «Надёжное плечо», «Доверие», «Праздник». На награждении мы вручали ордена Золотого жирафа, номинанты объявлялись членами ассоциации «Золотой Жираф», живущими под девизом «Если не я, то кто?». Проведённая нами процедура стала одним из источников вдохновения педагогического коллектива, было принято решение о сохранении её как ежегодной традиции. Изменялись номинации, призы, облик ордена, вводились дополнительные знаки отличия (серебряная подвязка, удостоверения трудолюбивого муравья, муравьеда и др.) Обилие номинаций связано с демократизацией, открытостью процедуры подготовки награждений и с желанием отметить наибольшее количество сотрудников. В мае 2005г. к юбилейному вручению премии «Золотой жираф» – этой традиции исполнится 10 лет – была оформлена «Золотая книга ассоциации Жираф». В книгу внесены имена всех кавалеров почетного ордена «Золотой жираф».

Возможности конкурса как средства создания условий для обмена опытом, пропаганды передовых идей, поиска новых форм и приёмов работы, стимулирования творчества побудило нас к проведению разнообразных педагогических конкурсов в учреждении. Их организаторами выступали совет администрации и методический отдел, к работе в жюри привлекались педагоги. Одним из таких конкурсов стал смотр-конкурс методических пособий. В разработанном и предложенном сотрудникам положении о конкурсе были определены его задачи: выявление форм методического сопровождения образовательного процесса в ДДТЛ; создание банка данных о методических пособиях, используемых педагогами в образовательном процессе; распространение интересного опыта. На представленные на конкурс методические пособия оформлялась информационная карта, раскрывавшая следующие позиции: автор идеи, название пособия, изготовитель, адресность, общее описание, назначение, дополнительные возможности. Чтобы увеличить количество победителей и лауреатов конкурса, он был проведён по пяти номинациям (мастер-создатель методических пособий, лучшее наглядное пособие, лучшее динамическое пособие, лучшее методическое пособие для родителей, лучшее методическое пособие, созданное учащимися), для каждой из которых были разработаны свои критерии оценки, например, такие как эстетичность, оригинальность, доступность, многофункциональность. Конкурс проходил в три этапа и включал в себя творческую презентацию созданных пособий, их выставку, съёмку видеороликов о действии пособий и т.д.

Ещё одним важным конкурсом, который мы проводили уже дважды, стал творческий смотр-конкурс учебных кабинетов. Процедура проведения конкурса включала в себя мини-экскурсию по кабинету с демонстрацией методических пособий, оформление карты-описания кабинета, проведение дней открытых дверей. Участие в оценке кабинетов, то есть в работе жюри, мог принять каждый член педагогического коллектива, оставив свой отзыв о посещении, обосновав свою оценку кабинета и свой выбор возможной номинации для награждения. Были предложены следующие номинации: «Образцовый кабинет» (основная номинация), «Золотая середина» (лучшее сочетание уюта и рабочей обстановки), «Кабинет-выставка», «Зелёный мир», «Единство стиля», «Кабинет в красках», «Творчество в интерьере», «Дети – кабинету», «Родители – кабинету», «Удобно для детей», «Новое как сбережённое старое», «Рациональность», «Самый коммунальный кабинет».

1. Баданова А.В. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Раздел: Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки. Сборник «Руководителю городского методического объединения», выпуск 6, ГОУ «СПб ГДТЮ», 2003.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2004

3. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: ГОУ «СПб Городской дворец творчества юных», РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра педагогики, 2004.

4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: