Мезофакторы социализации

Регион представляет собой территорию, отличающуюся общ­ностью природно-климатических условий, укладом жизни и хо­зяйствования, восприятием окружающей действительности. В про­цессе жизнедеятельности в регионе складывается своя региональ­ная человеческая общность, имеющая:

- уникальные культуросообразные целевые ориентиры, опре- $ деляющие их исторические миссии и будущее; ^

- собственное видение мира, систему ценностей, задающие % основания для действия общности в целом;

- исторические традиции, позволяющие непрерывно наращи­вать культурный потенциал общности.

Школа, несмотря на унификацию, имеет выраженное регио­нальное своеобразие и предлагает характерные для региональной общности картину мира, ценности, традиции.

В качестве примера обратимся к характеристике своеобразного реги­она нашей страны — Республики Саха (Якутия).

В системе школьного образования данного региона очевидно прояв­ляется противоречие между особенностями хозяйствования, традиция­ми (одна форма инфраструктуры Севера связана с кочеванием оленево­дов, другая, полукочевая, образовалась в связи с переводом кочевого населения на сезонный оседлый образ жизни) и требованиями системы государственного образования. Решением противоречия в советский пе­риод стало создание в местах кочевий стационарных населенных пунк­тов, сети школьных интернатов и школ-интернатов.

В новых социально-экономических и социокультурных условиях для реализации положения о максимальном приближении обучения и вос-


питания к жизни населения была поставлена задача создания таких ви­дов школ, которые не отрывают детей от родителей, традиций хозяй­ствования, адекватных условий существования. Распространение полу­чили три вида школ.

Кочевая школа-сад функционирует в кочевых родовых общинах. Это особый вид школы-сада семейного типа, охватывающий детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. В ней работают воспитатель группы дошкольников и учитель начальных классов для группы младших школь­ников. Учебный год и его структура определяются в рамках общегосудар­ственных стандартов (с 1 сентября по 31 мая). Некоторые изменения предусматриваются в определении сроков каникул: осенние каникулы совпадают с периодом забоя оленей (особое время в жизни оленеводов — подведение итогов работы, праздничная приподнятость); зимние — с новогодними, рождественскими праздниками, весенние — с другим важным для оленевода сроком отела животных. Режим работы отлича­ется от режима стационарных школ. Занятия проводятся с 9 до 15 часов с перерывами. Продолжительность занятий разная: групповых — от 30 до 40 минут, индивидуальных — в зависимости от возможностей, способ­ностей, желаний и интересов учащихся — от 20 минут до часа и более. Способы обучения, приемы воздействия на детей ориентированы на свое­образие этнической психологии учеников и построены на народно-пе­дагогических традициях воспитания.

Стационарная школа с филиалами в родовых общинах. Родовые общины разнятся по своей социальной инфраструктуре. Одни из них кочевые, что определяет территориальную разбросанность. Другие также располо­жены вдали от административного центра, но географически находятся в центре производственной деятельности людей. Этот мини-центр об­щины представляет собой полустационарное, полукочевое поселение (ко­чевье непродолжительное и на небольшие расстояния). Здесь создаются малокомплектные школы — филиалы стационарной школы, располо­женной в административном центре.

Филиалы школы в родовой общине охватывают детей с I по VII клас­сы. Начиная с VIII класса усложняется программа учебных предметов, что затрудняет качественное обучение детей по всем предметам учителя­ми-неспециалистами и делает невозможным полное усвоение детьми учебного материала самостоятельно (основная организационная форма обучения в такой школе). Вместе с тем учитывается, что родовая общи­на лишь одна сторона жизни. Ребенок должен усвоить культуру совре­менной цивилизации в других, более типичных, жизненных обстоятель­ствах. В этой связи обучение детей с VIII — IX класса (совпадает с нача­лом профильного обучения) должно проходить в стационарной посел­ковой школе. В малокомплектной школе работают, как правило, три пре­подавателя: начальных классов, гуманитарных предметов, естественно-математических дисциплин. Возможно их чередование и работа учителей вахтовым методом. Это вызывает необходимость подготовки учителей ши­рокого профиля со специальным методическим багажом для индивиду­альной работы с детьми в нестандартных условиях.

Школа с гибкой организацией учебного процесса — третий тип школы, работа которой максимально связана с производственной деятельностью





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: