Функции «Я» (Эго)

Функция Эго Объяснение Пример
1. Проверка реальности Эго позволяет людям определить границы между реальностью и желаниями/фантазиями Супруга подозревает мужа в измене, т.к. он не проявляет любви; анализ ситуации помогает жене понять, что мужу всегда было свойственно недостаточное проявление чувств и его поведение не изменилось – вне дома он проводит столько же времени, сколько и раньше
2. Суждение Эго позволяет людям формировать суждения о соответствующих реакциях на события согласно социальным и культурным ожиданиям Ревнивая супруга хочет устроить скандал своему мужу на пороге дома, но, боясь, что ее услышат соседи, сдерживается и откладывает выяснение отношений. Если бы механизм вынесения адекватных суждений не был задействован, скандал принял бы публичный характер.
3. Чувство реальности Эго позволяет людям понять реальность мира и свое место в этом мире После неудачной забастовки, целью которой было повышение заработной платы, работник чувствует отчуждение по отношению к своей трудовой деятельности, несмотря на то что работа ему по-прежнему интересна
4. Регулирование и контроль Эго регулирует и контролирует влечения, эмоции и импульсы У людей в рабочей обстановке могут возникать злость, недовольство, сексуальное влечение, но они не показывают свои чувства во избежание проблем во взаимоотношениях.
5. Объектные отношения Эго регулирует межличностные отношения с помощью объективизации Один коллега считает другого ненадежным. «Объект» (интернализированный образ коллеги) заставляет его каждый раз проверять договоренности, хотя очевидно, что партнер нацелен на решение вопроса. Адекватный сознательный контроль означает, что меры предосторожности необходимы только в случае действительного нарушения договоренностей.
6. Процессы мышления Эго помогает людям осуществлять переход от первичного к вторичному процессу мышления При первичном процессе мышления нереалистичные желания и импульсы выражаются непосредственно, приводя к нереалистичным амбициям. Вторичный процесс мышления активизирует планирование желаний и предполагает выполнение обязательств в сотрудничестве с другими людьми
7. Адаптивная регрессия Эго позволяет людям возвращаться к более простым способам мышления и действиям в целях достижения поставленных целей Испытывая агрессию по отношению к своему партнеру, человек начинает колотить подушку до тех пор, пока злость не уходит. Только после этого он может спокойно обдумать и обсудить ситуацию.
8. Защитные функции Эго создает психологические механизмы, защищающие от болезненных переживаний Отец находится в стрессовом состоянии после смерти своей дочери-наркоманки. Он превращает ее спальню в место преклонения, напоминающее ему о счастливых семейных праздниках, и устраивает кампанию против наркотиков, демонстрируя фотографию улыбающейся дочери. Он идеализирует своего ребенка и забывает о ее недавнем прошлом.
9. Побудительный барьер Эго защищает людей от чрезмерной или недостаточной стимуляции Скучная работа вызывает у человека стремление к интеллектуально насыщенным увлечениям и поиску интересных хобби
10. Функции автономии Эго регулирует первичную и вторичную автономии Первичная автономия означает регулирование последствий неизбежных психологических травм. Так, сосредоточенность необходима на занятиях с требовательным учителем. Вторичная автономия подразумевает развитие способностей, которые являются ответом на болезненные переживания, но становятся автономными. Например, потеряв близкого, человек серьезно увлекается разведением голубей.
11. Навыки компетенции Эго побуждает людей к контролю над происходящим и развивает способность решать проблемы Подросток из бедной семьи развивает навыки общения и взаимодействия с людьми, чтобы приобрести много друзей и повысить шансы в получении хорошей работы и белее высокого статуса
12. Синтетические и интегративные функции Эго интегрирует опыт и развивает «образ Я», восприятие своей личности как целостности Социальный работник способен перенести знания и поведенческие навыки, приобретенные в работе с детьми, в новые условия работы с людьми с ограниченными возможностями

В данной классификации особое внимание уделяется роли «Я» в передаче энергии и мотивации, а также обеспечении контроля, регуляции и рационализации процессов. Считается, что люди, обладающие сильным «Я», могут строить последовательные, рациональные отношения с другими людьми. В этом случае говорят, что он имеет навыки сознательного регулирования. Возможность исследовать, понимать и изменять окружающую среду приносит людям радость, поэтому приобретение навыков сознательного контроля является сильным мотивирующим фактором. Людям свойственно стремление к эффективным социальным взаимодействиям. Развитие социальных навыков зависит от социальных норм, характерных для непосредственного окружения, социальной структуры и культуры. «Я» является метафорой механизмов психической структуры, регулирующих взаимодействие индивидуальных потребностей и импульсов, а также воздействие окружающей среды. Сознательная регуляция способствует эффективной адаптации личности к социальному окружению, а также развитию навыков приспособления окружающей среды к потребностям индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: