Характеристика принципов опоры на положительное; преемственность воспитательного процесса на разных этапах; индивидуализации; саморазвития личности; народности

Принцип опоры на положительное в человеке. Этот принцип заключается в том, что «педагоги выявляют положительное и, опираясь на хорошее, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания» Такие положительные качества ребенка, как природная доброта, отзывчивость, щедрость и др., могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными качествами – неумением держать слово, лживостью, ленью и др. По мнению Т.А. Ильиной, «этот принцип проявляется в оказании доверия воспитанникам, внимательном отношении воспитателя даже к малозаметным росткам хорошего, пусть небольшим, но добрым проявлениям. Опора на положительное в человеке вместе с тем служит и вернейшим средством преодоления отрицательного, отвлечения от вредных привычек. Помочь человеку поверить в себя, в свои силы – важнейшая задача воспитателя… Именно эта вера в себя и служит главным стимулом в самовоспитании» Педагогу следует добиваться, чтобы в ребенке стало больше положительного и меньше отрицательного.

Термин «преемственность» в литературе рассматривают как закон, закономерность, принцип. Условие, требование, фактор, образ, правило, средство. Относительно общества преемственность рассматривают как передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, усвоения этих ценностей новыми поколениями, новыми социальными системами. В педагогической литературе преемственность толкуют как один из принципов образования, преемственность в воспитании заключается в том, что на каждом этапе развития закрепляются и расширяются положительные качества личности, воспитанные на предыдущем этапе. Одновременно обеспечивается выполнения воспитательных задач нового этапа и готовится база для следующего. Педагогическую сущность преемственности ученые рассматривают в двух направлениях: содержательном направлении и организованном. содержательный компонент обусловливает выбор средств, методов и приемов воспитания; ориентирует на создание определенных педагогических условий; обеспечивает связь в целях, содержании, средствах, методах и приемах, формах воспитания; исключает случайность и стихийность воспитательного процесса. Организационный компонент обеспечивает определенные педагогические условия воспитания на всех этапах учебно-воспитательного процесса; определяет последовательность этапов процесса воспитания; позволяет обеспечить сотрудничество учителей, воспитателей, социального среды, их сотрудничество с родителями в воспитательной работе.

Принцип преемственности и последовательности в воспитании заключается в том, что для формирования просвещенной, творческой, физически и морально здоровой, национально сознательной, отданной своей Родине личности нужна система определенных последовательных воспитательных мер. реализация принципа преемственности в воспитании личности предусматривает применение разных методов и их вариативность в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников.На этапе индивидуализации должны развиваться индивидуально-психологические особенности ученика, учителя учитывать не только социально-типические(какие есть у всех), но и индивидуально-неповторимые качества в личности каждого школьника. предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.этапе саморазвития личности, человек должен сам развивать в себе положительные качества, нужные себе и обществу, развивать в себе всесторонне и гармонично развитую личность.Этап народности учителя должны воспитывать у детей любовь к родине, своему отечеству, гуманность, правдивость, трудолюбие, ответственность, чувство долга, волю, чувства самолюбие в его правильном понимании, эстетическое отношения к жизни.

35. Понятие о методах воспитания. Проблема классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами.Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания.

система общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов воспитания. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения. методов воспитания на группы и подгруппы кладут разные признаки,

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

РАССКАЗ, Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших). Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

БЕСЕДА- Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.

При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.

Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции.Лекция - монологический способ изложения объемного материала используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое и задушевное слово учителя определяют идейное и эмоциональное воздействие лекций.

К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: