Для родителей дошкольников и младших школьников (Марковская)

В опроснике «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) проставлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале,тем выраженнее контролирующее поведение по отношениюк ребенку. Высокий контроль может проявлятьсяв мелочной опеке, навязчивости, ограничительности.Низкий контроль может приводить к полной автономииребенка, к вседозволенности, которая может бытьследствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контрольсвязан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальноевнимание, что эта шкала отражает представлениеродителя о близости к нему ребенка. Такая трактовкаэтой шкалы вызвана зеркальной формой опросника,по которой дети оценивают свою близость к родителям,свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным.Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можносудить о точности представлений родителей, о переоценкеили недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителяк ребенку, его принятие или отвержение личностныхкачеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятиеребенка как личности является важным условиемего благоприятного развития, его самооценки. Поведениеродителей может восприниматься ребенком какпринимающее или отвергающее.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьмикак нельзя лучше отражает характер взаимодействия.Сотрудничество является следствием включенностиребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств.Оно отражает равенство и партнерство в отношениях

родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: тревожность за ребенка. Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей.

8-я шкала: непоследовательность – последовательность родителя. Последовательность родителя являетсяважным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается,насколько последователен и постоянен родительв своих требованиях, в своем отношении к ребенку, вприменении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательностьродителя может быть следствием эмоциональнойнеуравновешенности, воспитательной неуверенности,отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей, 10-й шкале.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судитьоб общей степени удовлетворенности отношениями междуродителями и детьми как с той, так и с другой стороны.Низкая степень удовлетворенности может свидетельствоватьо нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: