Правописание согласных

Выбор звонких и глухих согласных и правописание непро­износимых согласных подчиняются морфологическому прин­ципу орфографии.

1. Для проверки написания парных звонких и глухих со­гласных подберите родственное слово или измените слово так, чтобы согласная находилась перед гласной или перед сонорны­ми согласными л, м, н, р, например: патронта(ж, ш)пат­ронташем, трикота(ж, ш)трикотажный. Запомните на­писание слов: свадьба (нельзя проверять словом сватать), лестница (не подходит для проверки глагол лезть), изморось (моросить) и изморозь (морозить).

Есть слова, в которых написание согласной проверить нельзя: шлагбаум, трость. Их написание необходимо запом­нить, в случае затруднения — обращаться к орфографическо­му словарю.


2. Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимая соглас­ная, надо изменить слово или подобрать родственное ему: цело­стныйцелостен, опасностьопасен. Позиция перед гласной проясняет написание.

Запомните: блеснуть (нельзя проверять словами блеск, блестеть), прежний (нельзя проверять наречием прежде), ро­весник, сверстник, склянка (нельзя проверять существитель­ным стекло), участвовать, чувство, шествовать (идти), яства.

Правописание двойных согласных в корнях слов подчиня­ется традиции. В русских по происхождению словах двойные согласные встречаются редко: вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник, ссора. В личных формах глагола жечь, кроме форм 1-го лица единственного числа и 3-го лица множествен­ного числа, пишутся две буквы ж: жжем, жжешь, жжете, жжет. Так же пишутся образованные от этого глагола слова: жжение, выжженный, сожженный.

Запомните написание слов расчет, расчетливый, рассчи­тывать.

Написание двойных и одиночных согласных в заимство­ванных словах необходимо проверять по орфографическому словарю: иллюминация, декорация, теннис и др.

146. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова,
в которых проверить звонкость/глухость согласного нельзя.

Творожная ватру..ка, медовые коври..ки, перейти реку вбро.., бежать вприпры.жу, сказать в насме..ку, ржаная ле-пе..ка, от холода изморсь на стекле, туман и теплая измо-ро..ь, незабу..ки в букете, переле..ть через изгоро..ь, околы.. фура..ки, кататься на сала..ках, праздничный фейервер.., ше..ство над отстающими, охотничий ягдта.., серебряная сва..ьба, речной во..зал, футбольный матч, репчатый лу.., ши­рокий лу.., замер..шие окна, капустная кочеры..ка, грядки укропа и лука впереме..ку.

147. Определите, есть ли в словах непроизносимые согласные.
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Агентство, небезызвестный, безвкусный, безжалост­ный, безучас.ный, бессловесный, бесхитросный, бесчувст­венный, блеснуть, горесный, доблесный, древесный,





жалосливый, зависливый, запасливый, месность, по-преж..нему, окресность, поверхносный, подпору..чик, поясница, праздновать, разослать скатерть, разослать письма, ровесники, сверсники, сумасшедший, уча..ство-вать, хлеснуть, шефствовать над школой, шествовать по улицам, яросный.

148. Спишите, раскрывая скобки. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

Арти(л,лл)ерия, а(к,кк:)омпанемент, кано(к,н«)ада, ко-
(м,мм)ектарий, панора(.и,.и.и)а, диску(с,сс)ия, кава(л,лл)е-
рия, конгре(с.сс), иску(с,сс)ный, иску(с,сс)тво, те(р,рр)итория,
те(н,кн)ис, те(р,рр)&с&, га(л,лл)ерея, а(л,лл)ея, ц,р&(м,мм)&,
ра(с,сс)чет, ра(с,сс)читывать, по(с,сс)ориться, шо(ж,жж)евель-
ник, дро(ж,жж)евой, обо(ж,жж)ешься, оди(н,нн)адцать.
__________________________________________________ ^

Виды служебных морфем

Принято различать два вида служебных морфем (аффик­сов): словоизменительные и словообразовательные.

При помощи словоизменительных аффиксов образуются грамматические формы слова (школ-a, школ-ы, школ-у и т. д.). Словообразовательные аффиксы используются для образова­ния слов (школ-а —» школь-ник).

В зависимости от местоположения в слове по отношению к корню различаются приставки, суффиксы, окончания, пост­фиксы и интерфиксы. Приставки предшествуют корню. Суф­фиксы, окончания и постфиксы следуют за корнем. Интер­фиксы находятся между корнями.

В русском языке префиксы и интерфиксы всегда использу­ются в словообразовании и никогда не бывают словоизмени­тельными, окончания же выполняют только словоизменитель­ную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

Приставка (префикс) — словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем (прилетать) или перед другим префиксом (при-за-думаться).

Суффикс — служебная морфема, находящаяся в слове не­посредственно за корнем (издатель) или за другим суффиксом (изда-телъ-ниц-а). Суффиксы используются не только в слово-


образовании, но и в словоизменении. Так, для образования не­определенной формы глагола чаще всего используется суф­фикс -ть (дыша-тъ, говори-ть); форма прошедшего времени глагола обычно образуется при помощи словоизменительного суффикса -л- (дыша-л, говори-л).

Окончание (флексия) — словоизменительный аффикс, находящийся в слове после корня (неб-о) или суффикса (снеж-н-ый) и служащий для связи слов в предложении: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя... (П.).

Постфикс — словообразовательный или словоизменитель­ный аффикс, который находится в самом конце слова, обычно после окончаний (учим-ся, кому-то).

Состав постфиксов немногочислен. При образовании место­именных слов используются постфиксы -то, -либо, -нибудь. Есть также 3 омонимичных глагольных постфикса -ся, ис­пользуемых и в словообразовании, и в словоизменении. Они звучат одинаково, но передают разные значения. Поэтому и принято считать их разными постфиксами. Словообразова­тельный постфикс -ся1 выделяется в возвратных глаголах (вол­новаться, переговариваться). Постфиксы, используемые в словоизменении, обозначаются как -ся2 (в страдательных формах: Пища готовится квалифицированными поварами) и -ся3 (в безличных формах: Хочется уйти).

Звуковой состав этих глагольных постфиксов в большин­
стве случаев зависит от предшествующего звука: в неопреде­
ленной форме и в спрягаемых формах времен и наклонений
после согласных используется -ся (учиться, смеялся, бросься),
а после гласных----- сь (нестись, смеялась, вернись). В деепри­
частиях используется только -сь (учась, смеясь, вернувшись),
в причастиях и образованных от них существительных —
только -ся, независимо от предшествующего звука (учащийся,
учащиеся).

Кроме того, в разговорной речи используется особый пост­фикс -ка, прибавляемый к формам повелительного наклоне­ния (скажи-ка, идемте-ка) и к междометиям, выражающим побуждение (на-ка, ну-ка). У этого постфикса стилистическое значение: он делает речь непринужденной.

Интерфикс — это словообразовательный аффикс, не име­ющий значения и выполняющий в структуре слова соедини­тельную функцию: он находится между двумя корнями слож­ного слова (вод-о-провод, бол-е-утоляющий, шест-и-дневка.





дв-у-единый, дв-ух-этажный, четыр-ех-моторный, сорок-а-летие, себ-я-любие).

149. Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками. Определи­
те значения приставок. Назовите слова, имеющие такие же при­
ставки.

Развеселый, недоедать, разудалый, запеть, заиграть, бес­толковый, заплясать, недооценить, загубить, безошибочный, невеселый, разорвать, безболезненный, загудеть.

150. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами. Определи­
те значение каждого суффикса. Назовите слова, имеющие такие же
суффиксы.

Ручища, крепыш, убежище, оконный, футболист, воспита­тель, руководитель, шахматист, силища, разносчик, малыш, стульчик, революционный, теннисный, учитель, переписчик, яблочный, грузчик, волчище, заказчик.

151. Прочитайте текст. Выпишите грамматические формы слова
береза. Сопоставьте их, выделите в них основу и окончание. Опреде­
лите, какие значения выражаются окончаниями, с какими словами
в тексте связано существительное береза.

Тихо молвила береза:

— Людям может показаться1,
Будто я смеюсь на солнце,
Будто весело живу я.
Краткою весной к березам
Первые приходят дети,
Режут нас пятью ножами,
Добывая сок прозрачный.
Подо мной, березой белой,
Под листвой моей кудрявой,
Девушки в кружок садятся,
Игры девичьи заводят.

А порою ствол березы Подсекают для пожоги, Разрубают на поленья. И промолвил Вейнемейнен:

— Перестань грустить, береза,
Полно плакать, белый пояс!

С этим словом Вейнемейнен


Взял плакучую березу, Целый день ее строгал он, Долгий1 день над ней работал. Кантеле построил за день, Сделал гусли из березы.

(Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Пер. С. Маршака).

152. В каких словах есть постфиксы? Определите значения пост­
фиксов.

Кто-то, идите, кое-где1, какой-никакой, расскажи-ка, спо­емте, что-либо, ну-ка, где-нибудь, узнал-таки, сказали бы.

153. Объясните, почему в одних словах и формах слов использу­
ется постфикс -ся, а в других — постфикс -сь.

Принялся, поделились, поднявшись, наклонись, накло­нясь, раскинувшийся, вознестись, трудящиеся, учиться, смей­тесь.

154. Выпишите слова без интерфиксов, а затем сгруппируйте сло­
ва с одинаковыми интерфиксами.

Водопад, пятилетка, гололед, баснописец, семидневный,
двухэтажный, звукозапись, четырехлетний, сорокалетие,
спорткомплекс, белобровый, широкоплечий, благодарить,
шестиэтажный, большеротый, голубоглазый, Госдума, сердце­
ед, пешеход, мореход, земледелец, ледостав, Петербург, Крас­
нодар, стопудовый.
___________________________________________________ &

Правописание приставок пре- и при-

Приставка пре- имеет два основных значения: 1) 'очень' — премудрый (ср.: очень мудрый), большойпребольшой (очень большой); 2) сходное по значению с приставкой пере-: прервать (перервать), преломление (переломить).

Приставка при- обозначает: 1) присоединение: приклеить, пристроить; 2) пространственную близость: приусадебный, прибрежный; 3) неполноту действия: приотворить, прищу­рить; 4) сопутствующее действие: приговаривать, припе­вая.

В заимствованных словах написание начальных сочетаний пре- и при- не зависит от значения и требует запоминания:


президент, премьера, претендент, привилегия, приоритет и др.

Во многих русских словах приставки пре- и при- имеют от­влеченные, неопределенные лексические значения: преследо­вание, приобрести, пригодный, призвание и др. Написание таких слов нужно запомнить. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю.


голову в знак уважения — пр..клонить ветку; пр..творить меч­ту в жизнь — пр..творить окно — пр..твориться больным; np..-ходящие ценности — пр..ходящий поезд; пр..умножить бое­вую славу — рассказывать, немного пр..увеличивая; понять пр..вратно — ключи у пр..вратника; пр..емник традиций — коротковолновый пр..емник.



155. Определите значение приставки. Спишите, вставляя пропу­
щенные буквы.

Пр..каспийская растительность, приземлились успешно, пр..возные фрукты, препроводить документы, приморский санаторий, морской пр..бой, пр..беречь на зиму, пр..сечь слу­хи, преломление лучей, пр..крыть глаза, претерпевать лише­ния, пр..вести в порядок, превозмогая усталость, пр..мудрый п..скарь, пр..жечь йодом, пр..остановиться на минуту, пр..за-думаться о будущем.

156. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом ли слу­
чае можно установить значение приставки?

1. А именьице-то1 какое было: кругленькое, пр..выгодное, пр..чудесное именьице! (С.-Щ.). 2. Преимущественно же пре­пятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь дост..вер­ном и правд..подобном (С.-Щ.). 3. Щи пр..вкусные, с сильною пр..правой луку (Гонч.).

157- Спишите, вставляя пропущенные буквы. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

Пр..успевать в работе, шутки ипр..баутки, пр..близитель-ные ра(с,сс)четы, пр..вередливый и пр„дирчивый человек, мое пр..звание, пр..рожденный оратор, беспр..страстный арбитр, пр„сутствовать на собрании, пр..надлежит больш..нству, пр„-даточное предложение, старинное пр..дание, пренебрежитель­ное отношение; пр„оритет, пр„зидент, пр..зидиум, пр..мьера, пр..людия, презентация, пр..парат, пр..стижный, пр..тензия, пр..вилегия, пр..митивный.

158. Определите значения слов с пропущенными буквами. Спи­шите.

Пр..бывать в недоумении — пр..бывать по расписанию; пр..зирать врага — пр„зирать больных и сирот; пр..клонить



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: