VIII. Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их коррекция

Противопоставление по принципу мягкости и твердости типично для русской речи. В русском языке имеется 15 пар согласных звуков, которые различаются по принципу твер­дости и мягкости. Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней спинки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а согласные /, ч, щ не имеют твердой пары.

Дефекты твердости и мягкости согласных могут охватывать многие пары звуков и могут проявляться в трех вариантах: а) замена твердых звуков мягкими, б) замена мягких звуков твердыми, в) смешение твердых и мягких зву­ков. Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, которые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.

Дефекты произношения твердых и мягких согласных зву­ков могут быть связаны с нарушением слуховой дифферен­циации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышенного тонуса спинки языка.

Коррекция дефектов твердости и мяг­кости согласных звуков проводится в двух направлениях: 1) работа над слуховым различением твердых и мягких зву­ков, 2) формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.

В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких большое внимание уделяется различению слов-квазиомонимов (например: мел — мель, уголуголь, вал — вял, мал — мял).


Для формирования правильного произношения в ходе ар-тикуляторной гимнастики проводится такое упражнение: поднять и опустить среднюю часть спинки языка, сначала со зрительным контролем, перед зеркалом, затем на основе кинестетических ощущений. Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и более высоком положении. Если это упражнение не получа­ется по подражанию, то можно начать работу с различения произношения гласных, например и— ы.

При постановке мягких согласных рекомендуется отодви­гание кончика языка в глубь ротовой полости, при этом сред­няя часть спинки языка поднимается. Можно проводить кор­рекцию, используя механическую помощь.

При постановке твердых согласных звуков рекомендуется продвинуть кончик языка немного вперед. При постановке некоторых твердых переднеязычных звуков (т, д, л, с) ис­пользуется межзубное произношение звуков, при котором средняя часть языка опускается. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артикуляцию.

В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциа­ция многих пар твердых и мягких, рекомендуется следую­щая последовательность в работе (по Ф.А. Рау): т, д, н, за­тем в, ф, п, б, м, далее с, з и, наконец, л, р. При этом учитывается сложность артикуляции звуков, а также возмож­ность наиболее наглядного показа различий в артикуляции твердых и мягких согласных звуков.

Работа начинается с дифференциации звуков т —т', д — д', н —н\ значительно различающихся по способу артикуляции: при произношении твердых звуков кончик языка упирается в верхние резцы (апикальный вариант), а при произноше­нии мягких звуков касается нижних резцов, что легко вос­принимается и зрительно, и кинестетически.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: