Конфликты средних групп

Основные причины, ведущие к возникновению конфликтов в пределах той или иной, сравнительно небольшой общности (семья, трудовой коллектив, спортивная команда, группа по интересам и т.п.) можно сгруппировать следующим образом. Приоритетное место в этой группе причин занимает приниже-ние личности партнера, исключительно негативная (не всегда оправ-данная) оценка его действий. В таких случаях у партнера чаще всего возникает такая же, но обратная по адресности реакция, подталкивающая его к тому, чтобы вступить в конфликт со своим "обидчи-ком". Особенно деструктивна для целостности социальной группы такая ситуация, при которой в роли "обидчика", а тем самым инициатора конфликта выступает лидер данной группы - руководитель коллектива, отец семейства и т.д. В такой ситуации "обиженный" чаще всего начинает искать себе союзников по противостоянию ру­ководителю и нередко их находит среди таких же обиженных, что резко дестабилизирует обстановку в данной общности, а разрас­тающийся конфликт угрожает сохранению ее целостности и эф­фективности деятельности. Особенно характерна такая тенденция в так называемых конфликтных группах, состоящих из 7-8 человек, в которых контакты между индивидами в силу специфики их совмест­ной деятельности происходят почти постоянно (например, в бригаде).

Довольно часто причиной конфликтов, особенно в производ­ственных, коммерческих, исследовательских, конструкторских орга­низациях, становятся так называемые порочные круги в управлении, когда ни функции работников, ни средства, ни ответственность, ни обязанности, ни власть не распределены четко по рабочим местам. В таких ситуациях, когда в малой группе все одинаково равны, безвластны и безответственны, довольно часто случается, что воз­никает соперничество за получение более престижного или выгод­ного задания, а от задания неприятного в каком-либо отношении (много затрат рутинного труда, небольшая оплата и т.п.) все, не сго­вариваясь, открещиваются, что приводит в итоге к возникновению конфликтной ситуации. Если в таком случае возникает эмоцио­нальное напряжение (а чаще всего это и случается), деловые взаи­моотношения превращаются в эмоциональные, при которых объект конфликтной ситуации как бы отходит на задний план, а целью воз­никших в группе препирательств становится стремление доказать превосходство одного оппонента над другим, конфликт становится неизбежным.

17. Противоречия в социальных группах (критерии, сущность, функции сторон). Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, она утверждается в группе, реали­зует себя. Каждый из нас одновременно принадлежит к нескольким группам: семья, друзья, учебная группа, коллектив на предприятии. Следует отметить, что, ко­гда назначение группы выполнено или члены группы утрачивают к ней интерес, эти группы распадаются. Период существования одной группы может колебаться от нескольких часов (празднование дня рождения) до нескольких лет (объединение школьных друзей). Термин «группа» — широкое понятие, исполь­зуемое в социальной психологии, социологии, кон­фликтологии, управлении, управлении персоналом и др. Группа означает ограниченную по численности общность людей, выделяемую из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичных обстоятельств и пр.). Понятие «группа» тесно связано с понятием «кол­лектив». Но создание коллектива из группы совместно работающих сотрудников — задача руководителя, ко­торая реализуется при правильном управлении и фор­мировании коллектива.

Коллектив—это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на дру­гого и одновременно находится под его влиянием.

Коллектив по отношению к отдельной личности выполняет определенные функции. 1. Реализация объективных социальных потребностей личности — сопринадлежности к группе, коллекти­ву для выживания, развития, выполнения производ­ственных функций. 2. Получение поддержки и оценки равных (как минимум) ей по квалификации лиц.

3.Социализация личности, т.е. усвоение (или отрица­ние) ею коллективных норм, правил, утверждение своего статуса. 4. Саморазвитие (самореализация) личности. 5. Информационное обеспечение — обмен мнениями, обсуждение выполненной работы, получение ин­формации о своем месте в данной группе.

22. Важным способом управленческого воздействия на межгрупповые конфликты является посредничество. Оно представляет собой метод разрешения конфликтной ситуации путем обращения к третьей стороне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях содействия прекращению конфликтного противодействия и налаживания сотрудничества. Посреднические функции в конфликте могут выполнять как отдельные лица, так и любые организации, учреждения, правительства. Опыт показывает, что удачно подобранный посредник способен обеспечить урегулирование конфликта в тех случаях, где без его усилий согласие между соперничающими сторонами было бы вообще невозможно. Но чтобы с успехом выполнить столь сложную миссию, посредник должен обладать высоким авторитетом, безупречной нравственностью, быть политически и финансово нейтральным, профессионально компетентным, обладать высоким интеллектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: