Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях -сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). Общие факторы:

1) покупательский спрос;

2) производство товаров. Специфические факторы:

1) тип и размер магазина,

2) техническая оснащенность;

3) условия товароснабжения;

4) численность и состав обслуживаемого населения;

5) транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественно­го транспорта и т.д.);

6) наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного мага­зина.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Фор­мирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Сущест­венные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассор­тименте

Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также име­ет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидно­стей, спрос в основном конкретный, твердосформулируемый и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъяв­ляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара.

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается дос­тигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и дру­гие особенности.

На формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магази­на и зона его деятельности.

Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности;

- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской транспортной доступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: