Товарная политика – костяк системы маркетинга, основной ее инструмент.
Товарная маркетинговая стратегия состоит в следующем:
- обеспечение отличия товара в глазах покупателей от товаров-конкурентов;
- изыскание новых областей применения для ранее выпускавшихся товаров;
- выход на новый рынок с новым товаром;
- обеспечение лидерства путем создания особо высококачественного товара;
- разработка «пионерного» товара, который будет лидером на ближайшие годы.
Формирование товарной политики связано с проблемой модификации товара. Фирма-производитель решает вопрос: создавать стандартный товар или модифицировать и сопоставляет затраты на серийное и единичное производство (при модифицированном товаре) с экономией по организации массового производства (при стандартном товаре).
Выделяют два основных направления в товарной политике:
· планирование продукции, ее ассортимента и номенклатуры;
· инновационная политика (создание новой продукции).
Планирование ассортимента
Планирование продукции – это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торговой марки и упаковки.
При планировании продукции различают понятие ассортиментной позиции, товарного ассортимента, товарной номенклатуры.
Ассортиментная позиция – конкретная модель, марка или размер продукции, которую продает фирма.
Товарный ассортимент (товарная номенклатура) – совокупность всех ассортиментных групп, которые предлагает фирма. Товарный ассортимент может характеризоваться: шириной, глубиной, сопоставимостью.
Ширина – количество предлагаемых ассортиментных групп, широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию, ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать приобретение товаров в одном месте.
Глубина ассортимента – количество позиций в каждой ассортиментной группе, она препятствует появлению конкурентов, стимулирует поддержку дилеров.
Сопоставимость ассортимента – соотношения между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен; сопоставимым ассортиментом легче управлять с точки зрения маркетинга.
Цель ассортиментной политики – определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность фирмы в целом.
Задачи ассортиментной политики:
- удовлетворение запросов потребителей;
- оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;
- завоевание новых покупателей;
- соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия;
- соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другими логическими зависимостями.
Маркетинговая концепция предусматривает выпуск широкой гаммы изделий одновременно, когда ассортиментный набор подразделяется на:
- виды, представляющие собой конечный продукт производственного цикла (автомобили, мотоциклы и т.д.);
- подвиды по функциональным особенностям, уровню качества и цены, предназначенные для определенных категорий покупателей или продажи через определенные каналы сбытовой сети, образующие достаточно широкий параметрический ряд (product line – товарная линия);
- модификации или марки, на которые делятся подвиды продукции; они представляют собой наиболее детализированную товарную классификацию, соответствующую запросам отдельных сегментов рынка.
При формировании ассортиментной политики рекомендуется на рынок выпускать несколько товарных групп: основную, поддерживающую, стратегическую и тактическую (рис. 23).
Рис. 23. Формирование ассортиментной политики
В основную группу (А) входят товары, приносящие основные прибыли предприятию и находящиеся в стадии роста; поддерживающая (Б) включает товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости.
Стратегическая группа (В) – товары, призванные обеспечить будущие прибыли предприятия, тактическая группа (Г) стимулирует продажи основных товарных групп находится в стадиях роста и зрелости.
В ассортиментной политике учитываются группы разрабатываемых товаров (Д) и товары, уходящие с рынка (Е).
Большое значение имеет при производстве товаров охрана патентных прав, качество и безопасность товаров. Гарантии качества продукции.
Новая матрица БКГ показывает возможные варианты позиционирования при формировании ассортиментной и товарной политики. (рис 24.)
Ассортиментная стратегия может строиться по следующим направлениям:
- товарная дифференциация;
- товарная узкая специализация;
- товарная диверсификация;
- товарная вертикальная интеграция.
Товарная дифференциация связана с выделением отличительных особенностей своих товаров:
- специфические потребительские свойства;
- технологические и научно-технические преимущества;
- надежность товара и т.д.
Узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка.
Товарная диверсификация – значительное расширение сферы деятельности предприятия.
Товарная вертикальная интеграция – присоединение производства или услуг по одной технологической цепочке.