Концепция «ассортиментный процесс»

Одним из основных вопросов в дистрибьюции является концепция товарного ассортимента, которая заключается в создании и позиционировании так называемого товарного пакета, требуемого конкретными потребителями. С точки зрения позиционирования на рынке товары должны быть сконцентрированы, отсортированы и распределены в определенных местах дистрибутивных каналов.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам.

Процесс формирования товарного ассортимента должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади и иметь целью удовлетворение спроса обслуживаемых покупателей и обеспечение высокой прибыльности деятельности.

В процессе подбора необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания покупателями, так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши.

Рациональное построение ассортимента товаров предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента создает удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависят от ряда факторов, важнейшие из которых – форма его товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.

Один из важных принципов формирования ассортимента товаров – обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в месте реализации обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово–технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность – необходимое условие функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

Ассортиментный процесс, использующий логистические принципы, включает три основных этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание.

Концентрация (или консолидация) представляет собой сбор больших количеств одного товара или нескольких различных товаров таким образом, чтобы они немедленно могли быть проданы (распределены) группой. Например, большие грузовые отправки производятся различными заводами и направляются на консолидационные базы (склады). Использование в дистрибутивных каналах центров консолидации (например грузовых терминалов) позволяет уменьшить общее количество трансакций (сделок) за счет того, что торговые организации могут разместить ассортиментный заказ на консолидационном центре быстрее, чем делать отдельные заказы на специфические позиции каждому производителю отдельно.

Альтернативной схемой может быть привлечение дистрибьюторов и оптовиков. Использование этих логистических посредников позволяет фирме и ритейлерам получить прибыль от концентрации без непосредственного выполнения связанных с ней работ. Основным принципом концентрации является минимизация суммы возможных трансакций.

Концентрация продукции 1, продукции 2 фирм – производителей на оптовом складе торгового посредника позволяет уменьшить общее количество трансакций с восьми (А) до шести (Б).

Вторым этапом установления ассортимента является кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и группирования продуктов в уникальные комбинации. Результатом кастомизации являются продуктовые комбинации, удовлетворяющие специфические запросы потребителей. Производители могут предоставить торговым компаниям смешанные или комбинированные групповые отправки продукции, которые позволяют поддерживать минимальные запасы, а производителям – экономить на транспортных издержках.

Тенденция кастомизации в современном бизнесе далеко превосходит просто сортировку продукции в стандартные комбинации. Кастомизация часто включает специальную упаковку для создания уникального в смысле продаж товара и продвижения его в эксклюзивных дистрибутивных каналах. Одна из распространенных современных функций кастомизации – специальная подборка товаров для показа на выставках в целях продвижения новых продуктов группового ассортимента на рынок.

Конечным этапом ассортиментного процесса я вляется рассеивание (dispersion), состоящее в отправке уникальных ассортиментных групп продукции потребителям в заданное время и место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: