Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Пояснение:
Я считаю, что данная притча учит нас тому, что детей нужно воспитывать, используя строгие методы воспитания и мягкие, причём только при их правильном сочетании из ребёнка в процессе социализации разовьется сильная и самостоятельная личность. Если же использовать только ласку или только строгость, то можно навредить своему ребёнку.
|
|
- 4 -
Глоссарий.
№ п/п | Термин | Объяснение термина | Источник |
1. | Педагогика | (греч. paidagogike teachne, букв. — «детоводческое» мастерство, от pais, род. падеж от paidos — дитя, ребёнок, и ago — веду), отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образова-тельных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. | Под редакцией Панова В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. - М: Большая Россий-ская энциклопедия, 1993г. |
2. | Воспитание | деятельность по передачи новым поколениям общественно исторического опыта; плано-мерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, целостных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. | Под редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Психология. Словарь. - М: Политиздат, 1990г. |
3. | Обучение | целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. | Под редакцией Панова В.Г. Российская педаго-гическая энцикло-педия. - М: - Боль-шая Российская энциклопедия, 1993г. |
4. | Преподава-ние | специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний. | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагоги-ческий словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000г. |
5. | Учение | особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности. | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагоги-ческий словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000г. |
6. | Методы воспитания | общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагоги-ческий словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000г. |
7. | Знание | (в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действитель-ности, верное ее отражение в мышлении чело-века; выступает в виде понятий, законов, прин-ципов, суждений, бывает эмпирическим, выве-денным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отноше-ния; (в педагогике) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагоги-ческий словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000г. |
8. | Цель | один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагоги-ческий словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000г. |
9. | Навык | действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п. | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагоги-ческий словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000г. |
10. | Само-воспитание | сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. | Под редакцией Панова В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. - М: Большая Россий-ская энциклопедия, 1993г. |
11. | Воспитатель-ная система | Объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. | Под редакцией Панова В.Г. Российская педагогическая энциклопедия – М: Большая Россий-ская энциклопедия, 1993г. |
12. | Дидактика | (от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. | Под редакцией Панова В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. - М: Большая Россий-ская энциклопедия, 1993г. |
- 7 -
|
|
Воспитание как целенаправленная деятельность