№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
Содержание лекционного курса
|
| Современное достоевсковедение: итоги и перспективы.
| Ф. М. Достоевский – гениальный писатель, самобытный русский религиозный философ, воплотивший в своих художественных произведениях оригинальную, философскую концепцию мира. Творчество Достоевского «больше» чем искусство, оно претендовала на такое изображение действительности в ее первосущности, которая сравнима с мифом. Анализ «текущего» в произведениях писателя предельно обобщался и был доведен до космических масштабов. Разработано огромное количество типологических концепций творчества Достоевского (Вяч. Иванов, Бахтин, Б. Энгельбард, А. Ковач, Л. Гроссман), что объясняется сложностью произведений писателя.
|
| «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: новые парадигмы исследования
| Преступление как сюжетная основа романа. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие «Преступления и наказания» от традиционных типов романа: авантюрно-детективного, психологического и д.р. Своеобразие мотива тайны в «Преступлении и наказании».
|
| Поэтика романа «Преступление и наказание».
| Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание». Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. И другие типологические концепции романа писателя: роман-трагедия (Вяч. Иванов), идеологические (Б. Энгелькард), роман-мистерия (Л. Гроссман, В. Медзведский).
|
| Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения; религиозно-философские основания изображения «положительно- прекрасного человека»
| Творческая история романа «Идиот». Современные научные дискуссии о романе. Поэтика названия. Евангельский контекст романа. Современные интерпретации образов князя Мышкина. Князь Мышкин как герой-идеолог. Система персонажей в романе. Живописный сюжет в романе.
|
| Роман Ф. М. Достоевского «Бесы»
| Литературная судьба романа «Бесы». Его место в ряду нигилистических романов XIXвека. Смысл названия и эпиграфов, апокалептические мотивы. Философия нигилизма в романе. Тургеневская тема в романе. «Русская трагедия» в понимании писателя. Роман «Бесы» в осмыслении русской религиозной философии. Основной миф в романе «Бесы». Ставрогин как «лицо трагическое». Двойники Ставрогина в романе. Смысл философского самоубийства Кириллова. Шатов как герой-идеолог. Теория Шаголева Верховенского. Особенности финала.
|
| «Pro» и «contra» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Поэма «Великий Инквизитор» в структуре романа. Подготовка рефератов, контр. (5 часов)
| «Братья Карамазовы». Поэтика названия, мотивы братства, «Карамазовщины» в романе. Смысл эпиграфа, евангельская цитата эпиграфа в структуре романа. Сюжетно-композиционная соотнесенность названия, эпиграфа и финала романа.
|