Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
Содержание лекционного курса
  Современное достоевсковедение: итоги и перспективы. Ф. М. Достоевский – гениальный писатель, самобытный русский религиозный философ, воплотивший в своих художественных произведениях оригинальную, философскую концепцию мира. Творчество Достоевского «больше» чем искусство, оно претендовала на такое изображение действительности в ее первосущности, которая сравнима с мифом. Анализ «текущего» в произведениях писателя предельно обобщался и был доведен до космических масштабов. Разработано огромное количество типологических концепций творчества Достоевского (Вяч. Иванов, Бахтин, Б. Энгельбард, А. Ковач, Л. Гроссман), что объясняется сложностью произведений писателя.
  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: новые парадигмы исследования Преступление как сюжетная основа романа. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие «Преступления и наказания» от традиционных типов романа: авантюрно-детективного, психологического и д.р. Своеобразие мотива тайны в «Преступлении и наказании».
  Поэтика романа «Преступление и наказание». Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание». Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. И другие типологические концепции романа писателя: роман-трагедия (Вяч. Иванов), идеологические (Б. Энгелькард), роман-мистерия (Л. Гроссман, В. Медзведский).
  Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения; религиозно-философские основания изображения «положительно- прекрасного человека» Творческая история романа «Идиот». Современные научные дискуссии о романе. Поэтика названия. Евангельский контекст романа. Современные интерпретации образов князя Мышкина. Князь Мышкин как герой-идеолог. Система персонажей в романе. Живописный сюжет в романе.
  Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» Литературная судьба романа «Бесы». Его место в ряду нигилистических романов XIXвека. Смысл названия и эпиграфов, апокалептические мотивы. Философия нигилизма в романе. Тургеневская тема в романе. «Русская трагедия» в понимании писателя. Роман «Бесы» в осмыслении русской религиозной философии. Основной миф в романе «Бесы». Ставрогин как «лицо трагическое». Двойники Ставрогина в романе. Смысл философского самоубийства Кириллова. Шатов как герой-идеолог. Теория Шаголева Верховенского. Особенности финала.
  «Pro» и «contra» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Поэма «Великий Инквизитор» в структуре романа. Подготовка рефератов, контр. (5 часов) «Братья Карамазовы». Поэтика названия, мотивы братства, «Карамазовщины» в романе. Смысл эпиграфа, евангельская цитата эпиграфа в структуре романа. Сюжетно-композиционная соотнесенность названия, эпиграфа и финала романа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: