Базовый уровень

Инвариантная часть Вариативная часть
1. Общие сведения о языке и речи.
Высказывание на лингвистическую тему, выражение своего мнения по теме высказывания. Высказывания на лингвистическую тему различных стилей и жанров.
Основные функции языка: коммуникативная, информативная, когнитивная, кумулятивная (культуроносная) и эстетическая.
Базовые концепты русской культуры.
Речевой самоконтроль.
2. Речь.
2.1. Текст.
Замысел текста и его реализация. Эстетическая и этическая ценность текста.
Формулировка проблемы текста. Текстовосприятие и текстообразование. Различные ситуации существования текста при коммуникации.
Комментарий проблемы текста.
Формулировка позиции автора по заданной проблеме.
Выражение собственного мнения по проблеме.
Анализ текстов различных типов речи, стилей и жанров.
Алгоритмы восприятия и понимания (интерпретации) текстов различных типов речи, стилей и жанров. Филологический и лингвистический анализы текста.
Виды информации в тексте.
Понятие вторичного текста.
Способы переработки информации в развернутом и сжатом виде: анализ, обобщение, классификация, систематизация, сравнение.
2.2. Речевая деятельность.
Аудирование как вид речевой деятельности.
Информация, воспринимаемая на слух. Нахождение интересующей информации при прослушивании нескольких источников одновременно. Фиксирование информации в любых формах (таблица, схема, рисунок и т.д.). Комментарий осмысленной и обработанной информации в устном и письменном виде.
Анализ и оценка прослушанного текста с точки зрения содержания, соблюдения языковых норм и успешности в достижении коммуникативного результата.
Чтение как вид речевой деятельности.
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Нахождение интересующей информации в разных источниках различными способами. Преобразование информации из одной формы в другую (таблица, схема, рисунок и т.д.). Представление осмысленной и обработанной информации в виде проектов.
Анализ и оценка прочитанного текста с точки зрения содержания, соблюдения языковых норм и успешности в достижении коммуникативного результата.
Говорение как вид речевой деятельности.
Устные монологические и диалогические высказывания различных жанров в различных сферах общения: учебно-научной, социально-культурной, деловой. Понятие речевого акта.
Композиционная форма и экспрессивно-стилистическая окраска устных высказываний.
Языковые средства устной речи.
Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, презентациями, дискуссия.
Самоанализ и самооценка собственных устных текстов.
Письмо как вид речевой деятельности.
Письменные монологические и диалогические высказывания различных жанров в различных сферах общения: учебно-научной, социально-культурной, деловой. Сбор и систематизация материала из различных источников (жизненных и литературных) для создания собственного текста, аргументации в нем собственной позиции по тому или иному вопросу.
Композиционная форма и экспрессивно-стилистическая окраска письменных высказываний.
Языковые средства письменной речи.
Особенности написания текстов различных типов речи, стилей и жанров.
Редактирование текста. Самоанализ и самооценка собственных письменных текстов.
2.3. Культура речи
Фонетические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. Нормативные словари (в том числе электронные, словари в режиме он-лайн) для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Графические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
Морфемно-словообразовательные единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
Лексические и фразеологические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
Морфологические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
Синтаксические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
3. Основные разделы науки о языке.
3.1. Фонетика, орфоэпия, графика.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слов, представленных в тексте. Функциональное назначение основных выразительных средств фонетики и графики. Особенности произношения и графического оформления в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Позиционное чередование звуков и его закономерности.
3.2. Морфемика и словообразование.
Анализ морфемных и словообразовательных единиц, представленных в тексте. Функциональное назначение основных выразительных средств морфемики и словообразования. Особенности словоупотребления в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Словообразовательные цепочки, гнезда, модели.
3.3. Лексикология и фразеология.
Использование лексических единиц в тексте. Функциональное назначение основных выразительных средств лексики и фразеологии. Особенности использования лексики и фразеологии в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Тропы и фигуры речи.
Контекстуальные синонимы.
Архаизмы, историзмы, неологизмы как выразительные средства.
Стилистически окрашенная лексика.
Использование различных видов фразеологизмов в тексте.
3.4. Морфология.
Анализ морфологических единиц, представленных в тексте. Функциональное назначение основных выразительных средств морфологии. Особенности употребления частей речи и формообразования в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Омонимия самостоятельных и служебных частей речи
3.5. Синтаксис.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Синтаксическая синонимия словосочетаний. Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса словосочетания. Особенности употребления словосочетаний в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Анализ словосочетаний, представленных в тексте.
Синтаксис простого неосложненного предложения.
Способы выражения членов предложения. Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса простого неосложненного предложения. Особенности употребления простых неосложненных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Анализ простых неосложненных предложений, представленных в тексте.
Синтаксис простого осложненного предложения.  
Понятие осложненного простого предложения. Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса простого осложненного предложения. Особенности употребления простых осложненных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Однородные члены предложения. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Обособленные члены предложения. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.
Уточняющие обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
Синонимия предложений с обособленными членами и сложноподчиненных предложений.
Обращения. Интонация предложений с обращениями.
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
Группы вводных конструкций по значению.
Синонимия вводных конструкций.
Использование вводных конструкций как средства связи предложений и смысловых частей текста.
Вставные конструкции.
Анализ простых осложненных предложений, представленных в тексте.
Синтаксис сложного предложения.
Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса сложного предложения. Особенности употребления сложных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения.
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения.
Виды сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное (параллельное) и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
Синтаксическая синонимия.
Анализ сложных предложений, представленных в тексте. Способы составления схем предложений.
Синтаксические конструкции с чужой речью.
Цитирование. Функциональное назначение основных выразительных средств предложений с чужой речью. Особенности употребления предложений с чужой речью в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. Варианты несобственно-прямой речи.
Способы включения цитат в высказывание.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Анализ предложений с чужой речью, представленных в тексте.
4. Правописание: орфография и пунктуация.
4.1. Орфография.
Орфография как система правил. Опора на принципы русской орфографии при выборе правильного написания слова.
Принципы русской орфографии.
4.2. Пунктуация.
Пунктуация как раздел правописания.
Пунктуация как система правил. Опора на принципы русской пунктуации при расстановке знаков препинания.
Основные принципы русской пунктуации.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Пунктуация в простом и сложном предложении.
Знаки препинания в схожих синтаксических конструкциях. Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
Знаки препинания в предложениях с чужой речью.
Знаки препинания при цитировании. Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
Комплексное применение правописных норм в речи.
Анализ и оценка речевых высказываний с точки зрения соблюдения орфографических и пунктуационных норм. Использование знания других разделов лингвистики для объяснения орфограмм и пунктограмм.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: