| Инвариантная часть | Вариативная часть |
| 1. Общие сведения о языке и речи. | |
| Высказывание на лингвистическую тему, выражение своего мнения по теме высказывания. | Высказывания на лингвистическую тему различных стилей и жанров. |
| Основные функции языка: коммуникативная, информативная, когнитивная, кумулятивная (культуроносная) и эстетическая. | |
| Базовые концепты русской культуры. | |
| Речевой самоконтроль. | |
| 2. Речь. | |
| 2.1. Текст. | |
| Замысел текста и его реализация. Эстетическая и этическая ценность текста. | |
| Формулировка проблемы текста. | Текстовосприятие и текстообразование. Различные ситуации существования текста при коммуникации. |
| Комментарий проблемы текста. | |
| Формулировка позиции автора по заданной проблеме. | |
| Выражение собственного мнения по проблеме. | |
| Анализ текстов различных типов речи, стилей и жанров. | |
| Алгоритмы восприятия и понимания (интерпретации) текстов различных типов речи, стилей и жанров. | Филологический и лингвистический анализы текста. |
| Виды информации в тексте. | |
| Понятие вторичного текста. | |
| Способы переработки информации в развернутом и сжатом виде: анализ, обобщение, классификация, систематизация, сравнение. | |
| 2.2. Речевая деятельность. | |
| Аудирование как вид речевой деятельности. | |
| Информация, воспринимаемая на слух. | Нахождение интересующей информации при прослушивании нескольких источников одновременно. Фиксирование информации в любых формах (таблица, схема, рисунок и т.д.). Комментарий осмысленной и обработанной информации в устном и письменном виде. |
| Анализ и оценка прослушанного текста с точки зрения содержания, соблюдения языковых норм и успешности в достижении коммуникативного результата. | |
| Чтение как вид речевой деятельности. | |
| Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. | Нахождение интересующей информации в разных источниках различными способами. Преобразование информации из одной формы в другую (таблица, схема, рисунок и т.д.). Представление осмысленной и обработанной информации в виде проектов. |
| Анализ и оценка прочитанного текста с точки зрения содержания, соблюдения языковых норм и успешности в достижении коммуникативного результата. | |
| Говорение как вид речевой деятельности. | |
| Устные монологические и диалогические высказывания различных жанров в различных сферах общения: учебно-научной, социально-культурной, деловой. | Понятие речевого акта. |
| Композиционная форма и экспрессивно-стилистическая окраска устных высказываний. | |
| Языковые средства устной речи. | |
| Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, презентациями, дискуссия. | |
| Самоанализ и самооценка собственных устных текстов. | |
| Письмо как вид речевой деятельности. | |
| Письменные монологические и диалогические высказывания различных жанров в различных сферах общения: учебно-научной, социально-культурной, деловой. | Сбор и систематизация материала из различных источников (жизненных и литературных) для создания собственного текста, аргументации в нем собственной позиции по тому или иному вопросу. |
| Композиционная форма и экспрессивно-стилистическая окраска письменных высказываний. | |
| Языковые средства письменной речи. | |
| Особенности написания текстов различных типов речи, стилей и жанров. | |
| Редактирование текста. Самоанализ и самооценка собственных письменных текстов. | |
| 2.3. Культура речи | |
| Фонетические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. | Нормативные словари (в том числе электронные, словари в режиме он-лайн) для получения информации о нормах современного русского литературного языка. |
| Графические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. | |
| Морфемно-словообразовательные единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. | |
| Лексические и фразеологические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. | |
| Морфологические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. | |
| Синтаксические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи. | |
| 3. Основные разделы науки о языке. | |
| 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика. | |
| Фонетический, орфоэпический и графический анализ слов, представленных в тексте. | Функциональное назначение основных выразительных средств фонетики и графики. Особенности произношения и графического оформления в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Позиционное чередование звуков и его закономерности. | |
| 3.2. Морфемика и словообразование. | |
| Анализ морфемных и словообразовательных единиц, представленных в тексте. | Функциональное назначение основных выразительных средств морфемики и словообразования. Особенности словоупотребления в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Словообразовательные цепочки, гнезда, модели. | |
| 3.3. Лексикология и фразеология. | |
| Использование лексических единиц в тексте. | Функциональное назначение основных выразительных средств лексики и фразеологии. Особенности использования лексики и фразеологии в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Тропы и фигуры речи. | |
| Контекстуальные синонимы. | |
| Архаизмы, историзмы, неологизмы как выразительные средства. | |
| Стилистически окрашенная лексика. | |
| Использование различных видов фразеологизмов в тексте. | |
| 3.4. Морфология. | |
| Анализ морфологических единиц, представленных в тексте. | Функциональное назначение основных выразительных средств морфологии. Особенности употребления частей речи и формообразования в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Омонимия самостоятельных и служебных частей речи | |
| 3.5. Синтаксис. | |
| Словосочетание как синтаксическая единица. | |
| Синтаксическая синонимия словосочетаний. | Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса словосочетания. Особенности употребления словосочетаний в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Анализ словосочетаний, представленных в тексте. | |
| Синтаксис простого неосложненного предложения. | |
| Способы выражения членов предложения. | Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса простого неосложненного предложения. Особенности употребления простых неосложненных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | |
| Анализ простых неосложненных предложений, представленных в тексте. | |
| Синтаксис простого осложненного предложения. | |
| Понятие осложненного простого предложения. | Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса простого осложненного предложения. Особенности употребления простых осложненных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Однородные члены предложения. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения. | |
| Однородные и неоднородные определения. | |
| Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. | |
| Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. | |
| Обособленные члены предложения. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. | |
| Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. | |
| Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. | |
| Уточняющие обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. | |
| Синонимия предложений с обособленными членами и сложноподчиненных предложений. | |
| Обращения. Интонация предложений с обращениями. | |
| Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. | |
| Группы вводных конструкций по значению. | |
| Синонимия вводных конструкций. | |
| Использование вводных конструкций как средства связи предложений и смысловых частей текста. | |
| Вставные конструкции. | |
| Анализ простых осложненных предложений, представленных в тексте. | |
| Синтаксис сложного предложения. | |
| Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). | Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса сложного предложения. Особенности употребления сложных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. |
| Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. | |
| Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. | |
| Виды сложносочиненных предложений. | |
| Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. | |
| Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. | |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное (параллельное) и последовательное подчинение придаточных частей. | |
| Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | |
| Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. | |
| Синтаксическая синонимия. | |
| Анализ сложных предложений, представленных в тексте. Способы составления схем предложений. | |
| Синтаксические конструкции с чужой речью. | |
| Цитирование. | Функциональное назначение основных выразительных средств предложений с чужой речью. Особенности употребления предложений с чужой речью в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи. Варианты несобственно-прямой речи. |
| Способы включения цитат в высказывание. | |
| Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. | |
| Анализ предложений с чужой речью, представленных в тексте. | |
| 4. Правописание: орфография и пунктуация. | |
| 4.1. Орфография. | |
| Орфография как система правил. | Опора на принципы русской орфографии при выборе правильного написания слова. |
| Принципы русской орфографии. | |
| 4.2. Пунктуация. | |
| Пунктуация как раздел правописания. | |
| Пунктуация как система правил. | Опора на принципы русской пунктуации при расстановке знаков препинания. |
| Основные принципы русской пунктуации. | |
| Знаки препинания в простом осложненном предложении. | |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил. |
| Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | |
| Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. | |
| Знаки препинания в сложном предложении. | |
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил. |
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | |
| Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. | |
| Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | |
| Пунктуация в простом и сложном предложении. | |
| Знаки препинания в схожих синтаксических конструкциях. | Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил. |
| Знаки препинания в предложениях с чужой речью. | |
| Знаки препинания при цитировании. | Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил. |
| Комплексное применение правописных норм в речи. | |
| Анализ и оценка речевых высказываний с точки зрения соблюдения орфографических и пунктуационных норм. | Использование знания других разделов лингвистики для объяснения орфограмм и пунктограмм. |
Таблица 3






