Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
1. Общие сведения о языке и речи.
|
Высказывание на лингвистическую тему, выражение своего мнения по теме высказывания.
| Высказывания на лингвистическую тему различных стилей и жанров.
|
Основные функции языка: коммуникативная, информативная, когнитивная, кумулятивная (культуроносная) и эстетическая.
|
Базовые концепты русской культуры.
|
Речевой самоконтроль.
|
2. Речь.
|
2.1. Текст.
|
Замысел текста и его реализация. Эстетическая и этическая ценность текста.
|
Формулировка проблемы текста.
| Текстовосприятие и текстообразование.
Различные ситуации существования текста при коммуникации.
|
Комментарий проблемы текста.
|
Формулировка позиции автора по заданной проблеме.
|
Выражение собственного мнения по проблеме.
|
Анализ текстов различных типов речи, стилей и жанров.
|
Алгоритмы восприятия и понимания (интерпретации) текстов различных типов речи, стилей и жанров.
| Филологический и лингвистический анализы текста.
|
Виды информации в тексте.
|
Понятие вторичного текста.
|
Способы переработки информации в развернутом и сжатом виде: анализ, обобщение, классификация, систематизация, сравнение.
|
2.2. Речевая деятельность.
|
Аудирование как вид речевой деятельности.
|
Информация, воспринимаемая на слух.
| Нахождение интересующей информации при прослушивании нескольких источников одновременно.
Фиксирование информации в любых формах (таблица, схема, рисунок и т.д.).
Комментарий осмысленной и обработанной информации в устном и письменном виде.
|
Анализ и оценка прослушанного текста с точки зрения содержания, соблюдения языковых норм и успешности в достижении коммуникативного результата.
|
Чтение как вид речевой деятельности.
|
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.
| Нахождение интересующей информации в разных источниках различными способами.
Преобразование информации из одной формы в другую (таблица, схема, рисунок и т.д.).
Представление осмысленной и обработанной информации в виде проектов.
|
Анализ и оценка прочитанного текста с точки зрения содержания, соблюдения языковых норм и успешности в достижении коммуникативного результата.
|
Говорение как вид речевой деятельности.
|
Устные монологические и диалогические высказывания различных жанров в различных сферах общения: учебно-научной, социально-культурной, деловой.
| Понятие речевого акта.
|
Композиционная форма и экспрессивно-стилистическая окраска устных высказываний.
|
Языковые средства устной речи.
|
Выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, презентациями, дискуссия.
|
Самоанализ и самооценка собственных устных текстов.
|
Письмо как вид речевой деятельности.
|
Письменные монологические и диалогические высказывания различных жанров в различных сферах общения: учебно-научной, социально-культурной, деловой.
| Сбор и систематизация материала из различных источников (жизненных и литературных) для создания собственного текста, аргументации в нем собственной позиции по тому или иному вопросу.
|
Композиционная форма и экспрессивно-стилистическая окраска письменных высказываний.
|
Языковые средства письменной речи.
|
Особенности написания текстов различных типов речи, стилей и жанров.
|
Редактирование текста. Самоанализ и самооценка собственных письменных текстов.
|
2.3. Культура речи
|
Фонетические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
| Нормативные словари (в том числе электронные, словари в режиме он-лайн) для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
|
Графические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
|
Морфемно-словообразовательные единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
|
Лексические и фразеологические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
|
Морфологические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
|
Синтаксические единицы при оформлении связных высказываний с учетом их нормативности и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
|
3. Основные разделы науки о языке.
|
3.1. Фонетика, орфоэпия, графика.
|
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слов, представленных в тексте.
| Функциональное назначение основных выразительных средств фонетики и графики.
Особенности произношения и графического оформления в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Позиционное чередование звуков и его закономерности.
|
3.2. Морфемика и словообразование.
|
Анализ морфемных и словообразовательных единиц, представленных в тексте.
| Функциональное назначение основных выразительных средств морфемики и словообразования.
Особенности словоупотребления в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Словообразовательные цепочки, гнезда, модели.
|
3.3. Лексикология и фразеология.
|
Использование лексических единиц в тексте.
| Функциональное назначение основных выразительных средств лексики и фразеологии.
Особенности использования лексики и фразеологии в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Тропы и фигуры речи.
|
Контекстуальные синонимы.
|
Архаизмы, историзмы, неологизмы как выразительные средства.
|
Стилистически окрашенная лексика.
|
Использование различных видов фразеологизмов в тексте.
|
3.4. Морфология.
|
Анализ морфологических единиц, представленных в тексте.
| Функциональное назначение основных выразительных средств морфологии.
Особенности употребления частей речи и формообразования в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Омонимия самостоятельных и служебных частей речи
|
3.5. Синтаксис.
|
Словосочетание как синтаксическая единица.
|
Синтаксическая синонимия словосочетаний.
| Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса словосочетания.
Особенности употребления словосочетаний в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Анализ словосочетаний, представленных в тексте.
|
Синтаксис простого неосложненного предложения.
|
Способы выражения членов предложения.
| Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса простого неосложненного предложения.
Особенности употребления простых неосложненных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
|
Анализ простых неосложненных предложений, представленных в тексте.
|
Синтаксис простого осложненного предложения.
|
|
Понятие осложненного простого предложения.
| Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса простого осложненного предложения.
Особенности употребления простых осложненных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Однородные члены предложения. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
|
Однородные и неоднородные определения.
|
Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
|
Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
|
Обособленные члены предложения. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
|
Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
|
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.
|
Уточняющие обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
|
Синонимия предложений с обособленными членами и сложноподчиненных предложений.
|
Обращения. Интонация предложений с обращениями.
|
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
|
Группы вводных конструкций по значению.
|
Синонимия вводных конструкций.
|
Использование вводных конструкций как средства связи предложений и смысловых частей текста.
|
Вставные конструкции.
|
Анализ простых осложненных предложений, представленных в тексте.
|
Синтаксис сложного предложения.
|
Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).
| Функциональное назначение основных выразительных средств синтаксиса сложного предложения.
Особенности употребления сложных предложений в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
|
Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения.
|
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения.
|
Виды сложносочиненных предложений.
|
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
|
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное (параллельное) и последовательное подчинение придаточных частей.
|
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
|
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
|
Синтаксическая синонимия.
|
Анализ сложных предложений, представленных в тексте. Способы составления схем предложений.
|
Синтаксические конструкции с чужой речью.
|
Цитирование.
| Функциональное назначение основных выразительных средств предложений с чужой речью.
Особенности употребления предложений с чужой речью в текстах различных стилей, в речи окружающих людей и собственной речи.
Варианты несобственно-прямой речи.
|
Способы включения цитат в высказывание.
|
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
|
Анализ предложений с чужой речью, представленных в тексте.
|
4. Правописание: орфография и пунктуация.
|
4.1. Орфография.
|
Орфография как система правил.
| Опора на принципы русской орфографии при выборе правильного написания слова.
|
Принципы русской орфографии.
|
4.2. Пунктуация.
|
Пунктуация как раздел правописания.
|
Пунктуация как система правил.
| Опора на принципы русской пунктуации при расстановке знаков препинания.
|
Основные принципы русской пунктуации.
|
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
| Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
|
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
|
Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
|
Знаки препинания в сложном предложении.
|
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
| Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
|
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
|
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
|
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
|
Пунктуация в простом и сложном предложении.
|
Знаки препинания в схожих синтаксических конструкциях.
| Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
|
Знаки препинания в предложениях с чужой речью.
|
Знаки препинания при цитировании.
| Исключения и примечания в формулировках пунктуационных правил.
|
Комплексное применение правописных норм в речи.
|
Анализ и оценка речевых высказываний с точки зрения соблюдения орфографических и пунктуационных норм.
| Использование знания других разделов лингвистики для объяснения орфограмм и пунктограмм.
|