Поэтапное формирование предметных понятий и действий у студентов инженерно-технологического профиля в рамках дисциплины «физика»

Поэтапное формирование предметных понятий и действий нами осуществлялось с помощью учебных карт. При этом формирование деятельностного компонента технологической компетентности осуществляли основываясь на четырех этапах, выделенных П.Я. Гальпериным:

1-й этап – мотивационный;

2-й этап – выполнение действий в материализованной форме;

3-й этап – внешнеречевые действия;

4-й этап – выполнение действий во внешней речи про себя;

5-й этап – умственные действия

В ходе экспериментального обучения студентов при формировании ряда понятий и законов нами использовался метод подведения под понятие, предложенный Н.Ф. Талызиной. Содержание ориентировочной основы действия задается последовательностью необходимых и достаточных признаков этого понятия.

Например, формирование понятие «сила» осуществлялось следующим образом. Студентам демонстрировался зрительный ряд, состоящий из последовательности изображений нескольких видов сил, отличающихся природой происхождения, направлением, точкой приложения.


Преподаватель совместно со студентами выявлял основные общие признаки и фиксировал их на доске, затем в учебных картах.

Предложенная нами учебная карта для формирования понятия «сила» имела следующий вид:

Признаки понятия «сила»:

- векторная физическая величина

- имеет точку приложения

- является мерой взаимодействия тел

- является причиной изменения скорости

- возникает вследствие действия на тело других тел (или в следствии действия тела на другие тела)

Правило распознавания силы:

1. Назови признаки.

2. Проверь, есть ли у данного объекта указанные признаки.

3. Запиши результат проверки каждого признака: «+» - есть, «–» - нет, «?» - неизвестно.

3. Оцени полученный результат по логическому правилу.

Логическое правило:

Объект относится к данному понятию в том и только том случае, когда он обладает всей системой необходимых и достаточных признаков;

Если объект не обладает хотя бы одним из признаков, то он не относится к данному понятию;

Если хотя бы про один признак ничего не известно, то при наличии всех остальных признаков неизвестно, принадлежит или не принадлежит объект к данному понятию.

Схема логического правила:

Объект №1 Объект №2 Объект №3 Объект № n
Признак 1+ Признак 2+ Признак 3+ Признак 4+ Признак 1+ Признак 2 – Признак 3+ Признак 4 + Признак 1+ Признак 2 – Признак 3+ Признак 4 (?) Признак 1+ Признак 2 + Признак 3 + Признак 4 (?)
Объект обладает всей системой необходимых признаков и относится к данному понятию Объект не обладает всей системой необходимых признаков и не относится к данному понятию Объект не обладает всей системой необходимых признаков и не относится к данному понятию Один из признаков объекта неизвестен, следовательно, неизвестно, принадлежит ли объект к данному понятию

Эффективность усвоения понятия повышается, если вводить его не обособленно, а в системе с другими родственными понятиями. Это дает возможность учащимся устанавливать связи между понятиями, выделять сходства и различия.

Выделив с учащимися общие признаки понятия «Сила», им была представлена учебная карта с силами, изучаемыми в разделе «механика». Таким образом, были представлены общие и частные свойства понятий. Кроме того, в процессе обучения, необходимо добиться того чтобы студенты умели распознавать необходимые и достаточные свойства изучаемых объектов.

Учебная карта на формирование понятия «Сила»

Сила Рисунок Признаки понятия
Сила тяжести

- векторная физическая величина; - приложена к центру масс тела; - действует на тело со стороны Земли; - направлена к центру Земли; -математическая формула
Сила всемирного тяготения  

- векторная физическая величина; - приложена к центру масс взаимодействующих тел; - сила притяжения действует со стороны одного тела на другое; - направлена вдоль линии соединяющей центры масс взаимодействующих тел; - математическая формула
Сила реакции опоры

- векторная физическая величина; - приложена к телу, в точке соприкосновения тела и опоры; - действует на тело со стороны опоры, в следствии деформации опоры; - направлена перпендикулярно поверхности опоры
Сила трения

- векторная физическая величина; - приложена к телу вдоль границы соприкосновения поверхностей; - действует на тело со стороны соприкасающейся поверхности; - направлена в сторону противоположную направлению движения; - математическая формула
Сила упругости
0
D х
D х
х
 

- векторная физическая величина; - возникает в результате деформации тела; - направлена в сторону противоположную перемещениям частиц тела при деформации; - математическая формула
Вес

- векторная физическая величина; - приложена к опоре или подвесу; - действует со стороны тела на опору или подвес, вследствие притяжения тела к Земле
Сила Архимеда

- векторная физическая величина; - приложена к центру масс тела; - действует на тело помещенное в жидкость или газ; - направлена противоположно силе тяжести; - математическая формула

Выделенные в составе технологической компетентности компетенции определяют состав и направленность учебной деятельности студентов инженерно-технологического профиля.

В соответствии целями этой деятельности необходимо выявить взаимосвязь между средствами достижения учебной цели и самой целью – формирование технологической компетентности. Эту взаимосвязь можно представить в виде схемы.


Явление Þ Ф И З И К А   Гуманитарные дисциплины Þ · Мировозренческая компетенция   Технологическая компетентность
Теория   · Проектная компетенция
Физическая величина Математические и естественнонаучные дисциплины · Инновационно-управленческая компетенция
Закон · Расчетно-конструктоская компетенция
Эксперимент · Сервисно-эксплуатационная компетенция
Техническое устройство Профессиональные дисциплины · Монтажно-наладочная компетенция

Общими и основными объектами на которые направлена учебная деятельность студентов при изучении курса физики являются: явление, теория, физическая величина, закон, эксперимент, техническое устройство (прибор). Эти объекты составляют основу научного физического знания и являются его элементами.

Сущность этих объектов, может быть представлена в виде логической последовательности элементов-признаков.

Объект Признак
Явление 1. Формулировка, выражающая определение явления. 2. Опыты, в которых обнаруживается явление. 3.Объяснение явления на основе теории (если возможно). 4. Применение явления в практике, его проявление в природе.
Теория 1. Исходные опытные факты приведшие к возникновению теории. 2. Идеальный объект или модель. 3. Физические величины, характеризующие модель. 4. Основные положения теории – принципы или гипотеза. 5. Следствия и частные законы, вытекающие из основных положений. 6. Экспериментальная проверка следствий. 7. Границы применимости.
Физическая величина 1. Явление или свойство, которое характеризует величина. 2. Определение величины и формула, ее выражающая. 3. Единица измерения. 4. Способ измерения. 5. Формула, выражающая зависимость данной величины от других величин.
Закон 1. Математическое выражение и словесная формулировка закона. 2. Опытное подтверждение закона. 3. Объяснение закона на основе теории (если возможно). 4. Границы применимости (если возможно). 5. Применение в практике (если возможно).
Эксперимент (опыт) 1. Цель опыта. 2. Экспериментальная установка и оборудование. 3. Выполнение эксперимента, измерения. 4. Обработка результатов измерения. 5. Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опыта.
Техническое устройство (прибор) 1. Назначение. 2. Устройство. 3. Принцип действия. 4. Область применения.

Для выделения и усвоения студентами компонентов формируемого умения нами были разработаны учебные карты ориентировочных основ действий, имеющие различный уровень обобщения.

На начальном этапе обучения использовались карты, имеющие более подробное и развернутое содержание, детально описывающие каждое действие и необходимые для его успешного совершения ориентировочные знания. Данный этап характеризует низкий (репродуктивный) уровень формируемого умения.

Затем студенты переходили к картам, содержащим более обобщенный план действий. Выполнение задания на данном этапе характеризует средний (алгоритмический) уровень формируемого умения.

Высокий (творческий) уровень характеризуется способностью студента самостоятельно осуществить перенос приобретенных знаний и умений для решения поставленной преподавателем задачи.

В качестве основных тем, изучаемых студентами на практических занятиях в рамках раздела «Механика» можно выделить следующие:

1. Кинематика поступательного движения;

2. Кинематика вращательного движения;

3. Динамика поступательного движения;

4. Динамика вращательного движения;

5. Закон сохранения импульса;

6. Закон сохранения энергии;

7. Закон сохранения момента импульса.


Учебная карта «Модель обобщенного приема

на формирование действия «Решение задач на тему

«Кинематика поступательного и вращательного движения»»

Действия Ориентировочные знания
1. Проанализировать условие задачи, выявить исходные данные и то, что необходимо найти Понятия: «механическое движение», «координата», «путь», «перемещение», «угол поворота», «средняя и мгновенная скорость», «среднее и мгновенное тангенциальное ускорение», «нормальное ускорение», «полное ускорение», «среднее и мгновенное угловое ускорение», кинематическое описание механического движения
2. Записать дано: - буквенные обозначения физических величин и соответствующие им числовые значения, - перевести единицы измерения в систему СИ, - значения констант и табличных величин Буквенные обозначения физических величин, единицы измерения физических величин, кратные и дольные приставки единиц измерения
3. Определить род движения Виды движения: - поступательное движение по горизонтали, - поступательное движение по вертикали, - поступательное движение по криволинейной траектории (окружность), -движение по окружности
4. Изобразить: - траекторию движения, - направление вектора скорости поступательного движения, -направление вектора ускорения поступательного движения, - направление вращения, - направление вектора угловой скорости, - направление вектора углового ускорения Правила определения направления векторов скоростей и ускорений поступательного и вращательного движений
поступательное движение по горизонтали
S

поступательное движение по вертикали
у
h

поступательное движение по криволинейной траектории
 
у
х
a
S

ускорение при криволинейном движении
R

вращательное движение
 
 
R
j
 
 
R
j

5. Записать основные кинематические уравнения поступательного движения применительно к данному условию: а) переменного б) равномерного   а) , , - для свободного падения а') , () – при неизвестном времени б) ,
6. Записать основные кинематические уравнения вращательного движения применительно к данному условию: а) переменного, б) равномерного   а) , , , , где: j - угол поворота, w - угловая скорость, e - угловое ускорение, n - частота вращения, T - период вращения, N - число оборотов. б) , , an - нормальное ускорение, R - радиус
7. Записать (если требуется) формулу связи линейных и угловых величин , , , , an - нормальное ускорение
8. Вывести расчетную формулу для нахождения искомой величины Алгебраические преобразования математических выражений
9. Полученную формулу проверить на размерность Системные единицы измерения физических величин; основные физические величины, производные физические величины, правило размерностей
10. Подставить численные значения в полученную формулу, вычислить искомую величину, записать ответ Арифметические действия, правила пользования вычислительными приборами

Учебная карта на формирование действия «Решение задач на тему

«Кинематика поступательного движения»».

Условие задачи: «Радиус-вектор материальной точки изменяется со временем по закону , где А = 0,3 м/с3; B = E =1 м/с; С = 2 м/с2. Найти: а) законы для и ; б) модули скорости и ускорения в момент времени t = 1 с»
Действия Ориентировочные знания Наглядное сопровождение
1. Проанализировать условие задачи, выявить исходные данные и то, что необходимо найти Понятие «радиус-вектор»; закон изменения физической величины со временем ; ;
2. Записать дано: - буквенные обозначения физических величин и соответствующие им числовые значения; - перевести единицы измерения в систему СИ; - значения констант и табличных величин Буквенные обозначения физических величин; единицы измерения физических величин Дано: А = 0,3 м/с3 B = E = 1 м/с С = 2 м/с2 t = 1 с Найти: а) , ; б) ,
3. Определить род движения Вид движения: поступательное, трехмерное (вдоль трех осей х, y, z)  
4. Выбрать инерциальную систему отсчета, положительные направления координатных осей Понятие «система отсчета», система координат
z
y
x
A
O

5. Записать выражение для нахождения мгновенной скорости и мгновенного ускорения. Понятия: «мгновенная скорость», «мгновенное ускорение», физический смысл производной (1) (2)
6. Применить (1) и (2) к конкретной функции Правила дифференциально-интегрального исчисления алгебраических выражений ; (3) (4)
7. Проверить (3), (4) на размерность Системные основные и производные единицы измерения физических величин
8. Вычислить значения модулей мгновенной скорости и ускорения Арифметические действия; правила пользования вычислительными приборами
9. Записать ответ согласно требованию условия Представление результатов решения в стандартном виде Ответ: а) ; ; б) ;

Учебная карта на формирование действия «Решение задач на тему

«Кинематика вращательного движения.

Взаимосвязь линейных и угловых величин»»

Условие задачи: «Материальная точка движется по окружности радиусом R = 0,6 м согласно уравнению , где А = 3 м/с; В = 1 м/с2; С = 0,1 м/с3. Определить зависимость от времени t для пути S, угла поворота j, угловой скорости ω, тангенциального аτ и углового e ускорения; нормального аn и полного а ускорения; а также вычислить их значения в момент времени t = 2 с»
Действия Ориентировочные знания Наглядное сопровождение
1. Проанализировать условие задачи, выявить исходные данные и то, что необходимо найти Понятия: «вращательное движение»; «скорость ускорение»  
2. Записать дано: - буквенные обозначения физических величин и соответствующие им числовые значения; - перевести единицы измерения в систему СИ; - значения констант и табличных величин Буквенные обозначения физических величин; единицы измерения физических величин Дано: А = 3 м/с В = 1 м/с2 С = 0,1 м/с3 R = 0,6 м t = 2 с Найти: S (t), j (t), w (t), e (t), аτ (t), аn (t), a (t) -?
3. Изобразить: - окружность, материальную точку; - вектор ; - вектор ; - вектор ; - вектор ; - вектор ; - вектор Правила определения направления векторов линейных (, , , ) и угловых величин (, )
 
 
R
j

4. Записать определяющие формулы кинематики поступательного и вращательного движения и взаимосвязи линейных и угловых кинематических величин Физический смысл понятий «мгновенная скорость», «мгновенное ускорение», «тангенциальное ускорение», «нормальное ускорение», «полное ускорение»; знание взаимосвязи линейных и угловых величин ; ; ; ; ; ; ;
5. Записать для данных условий выражения для S, φ, ω, аτ, аn, ε, а, используя определяющие формулы получить расчетные формулы Физический смысл производной (дифференциала); Понятие «закон изменения физической величины с течением времени» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
6. Подставить численные данные в полученные выражения, произвести вычисления Арифметические действия, правила пользования вычислительными приборами 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
7. Записать ответ согласно требованию условия Представление результатов решения в стандартном виде Ответ: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

Учебная карта на формирование действия «Решение задач на тему

«Кинематика вращательного движения.

Взаимосвязь линейных и угловых величин»»

Условие задачи: «Материальная точка движется по окружности радиусом R = 0,6 м согласно уравнению , где А = 3 м/с; В = 1 м/с2; С = 0,1 м/с3. Определить зависимость от времени t для пути S, угла поворота j, угловой скорости w, тангенциального аτ и углового e ускорения; нормального аn и полного а ускорения; а также вычислить их значения в момент времени t = 2 с»
Действия Ориентировочные знания Наглядное сопровождение
1. Проанализировать условие задачи, выявить исходные данные и то, что необходимо найти Понятия: «вращательное движение»; «скорость ускорение»  
2. Записать дано: - буквенные обозначения физических величин и соответствующие им числовые значения; - перевести единицы измерения в систему СИ; - значения констант и табличных величин Буквенные обозначения физических величин; единицы измерения физических величин. Дано: А = 3 м/с В = 1 м/с2 С = 0,1 м/с3 R = 0,6 м t = 2 с Найти: S (t), j (t), w (t), e (t), аτ (t), аn (t), a (t) -?
3. Изобразить: - окружность, материальную точку; - вектор ; - вектор ; - вектор ; - вектор ; - вектор ; - вектор Правила определения направления векторов линейных (, , , ) и угловых величин (, )
 
 
R
j
R
O
j
 
 

4. Записать определяющие формулы кинематики поступательного и вращательного движения и взаимосвязи линейных и угловых кинематических величин Физический смысл понятий «мгновенная скорость», «мгновенное ускорение», «тангенциальное ускорение», «нормальное ускорение», «полное ускорение»; знание взаимосвязи линейных и угловых величин ; ; ; ; ; ; ;
5. Записать для данных условий выражения для S, φ, ω, аτ, аn, ε, а, используя определяющие формулы получить расчетные формулы Физический смысл производной (дифференциала); Понятие «закон изменения физической величины с течением времени» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
6. Подставить численные данные в полученные выражения, произвести вычисления Арифметические действия, правила пользования вычислительными приборами. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
7. Записать ответ согласно требованию условия Представление результатов решения в стандартном виде Ответ: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

Условия задач на отработку данной схемы с учетом возрастания уровня сложности:

1. Первое тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью V 0 = 5 м/с. В тот же момент времени вертикально вниз с той же начальной скоростью из точки, соответствующей максимальной верхней точке полета первого тела, брошено второе тело. Определите: 1) в какой момент времени t тела встретятся; 2) на какой высоте h от поверхности Земли произойдет эта встреча; 3) скорость Vx первого тела в момент встречи; 4) скорость V 2 второго тела в момент встречи.

2. Тело брошено со скоростью V 0 = 20 м/с под углом a = 30° к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите для момента времени t =1,5 с после начала движения: 1) нормальное ускорение; 2) тангенциальное ускорение.

3. Диск вращается вокруг неподвижной оси так, что зависимость угла поворота радиуса диска от времени задается уравнением (А = 0,5 рад/с2). Определите к концу второй секунды после начала движения: 1) угловую скорость диска; 2) угловое ускорение диска; 3) для точки, находящейся на расстоянии 80 см от оси вращения, тангенциальное аt, нормальное ап и полное а ускорения.


Учебная карта «Модель обобщенного приема

на формирование действия «Решение задач на тему

«Динамика поступательного и вращательного движения»»

Действия Ориентировочные знания
1, Проанализировать условие задачи, выявить исходные данные и то, что необходимо найти Понятия: «механическое движение», «сила» - мера взаимодействия тел, «инерциальная система отсчета», «материальная точка», законы Ньютона
2, Записать дано: - буквенные обозначения физических величин и соответствующие им числовые значения, - перевести единицы измерения в систему СИ, - значения констант и табличных величин Буквенные обозначения физических величин, единицы измерения физических величин, кратные и дольные приставки единиц измерения
3, Определить род движения Виды движения: - движение по горизонтали, - движение по вертикали, - движение по наклонной плоскости, - движение по окружности в вертикальной плоскости, - движение по окружности в горизонтальной плоскости, - движение связанных тел
4. Изобразить: - тела (материальные точки) о которых идет речь в задаче, - направление вектора скорости, - направление вектора ускорения, - силы, действующие на тела (материальные точки), - моменты сил, действующие на тела Понятия: «скорость», «угловая скорость», «ускорение», «угловое ускорение», понятия «сила тяжести», «сила реакции опоры», «сила трения», «вес», «сила упругости», «сила Архимеда», «гравитационная сила», «сила тяги», «момент силы», «плечо силы», «момент инерции»
5. Записать основное уравнение динамики поступательного движения в векторной форме Второй закон Ньютона: , где - векторная сумма всех сил действующих на тело
6. Записать основной закон динамики вращательного движения в векторной форме (если необходимо) Основной закон динамики вращательного движения: , где - векторная сумма моментов всех сил действующих на тело
7. Расписать векторную сумму сил в векторной форме Например:
8. Расписать векторную сумму моментов сил (если необходимо) Например:
9. Выбрать: - инерциальную систему отсчета, - направления координатных осей Понятие «система отсчета», «система координат»
10. Записать второй закон Ньютона в проекциях на соответствующие оси Действия над векторами; проекция вектора на ось
11. Записать основной закон динамики вращательного движения в проекциях на выбранную ось, относительно которой рассматривается вращение Правило правого винта
12.Записать формулы для определения сил Сила тяжести ; сила трения ; сила упругости ; сила Архимеда ; гравитационная сила
13. Записать формулу для определения моментов сил (если необходимо) , - плечо силы.
14. Записать основные уравнения кинематики (если необходимо) для поступательного и вращательного движения Для поступательного движения: ; ; Для вращательного движения: ; ; ; ;
15. Вывести расчетную формулу для нахождения искомой величины Алгебраические преобразования математических выражений
16. Полученную формулу проверить на размерность Системные единицы измерения физических величин; основные физические величины, производные физические величины, правило размерностей
17. Подставить численные значения в полученную формулу, вычислить искомую величину, записать ответ Арифметические действия, правила пользования вычислительными приборами

Учебная карта на формирование действия «Решение задач на тему

«Динамика поступательного и вращательного движения»»

Условие задачи: «Через блок в виде сплошного диска, имеющего массу m = 100 г перекинута невесомая тонкая гибкая нить, к концам которой подвешены грузы массами m 1 = 150 г и m 2 = 200 г. В начальный момент времени расстояние между грузами 50 см. Определить через какой промежуток времени грузы окажутся на одной высоте. Трением и массой нити пренебречь»
Действия Ориентировочные знания Наглядное сопровождение
1. Проанализировать условие задачи, выявить исходные данные и то, что необходимо найти Понятие «механическое движение»; «сила» - мера взаимодействия сил; материальная точка; законы Ньютона  
2. Записать дано: - буквенные обозначения физических величин и соответствующие им числовые значения; - перевести единицы измерения в систему СИ; - значения констант и табличных величин Буквенные обозначения физических величин; единицы измерения физических величин Дано: Си: m = 100 г 0,1 кг m 1 = 150 г 0,15 кг m 2 = 200 г 0,2 кг h = 50 см 0,5 м g = 9,8 м/с2 Найти: t -?
3. Определить род движения Виды движения: - движение по вертикали; - движение связанных тел; - вращательное движение
т 1
т 2
R

4. Изобразить: - тела (материальные точки) о которых идет речь в задаче; - направление вектора скорости; - направление вектора ускорения; - силы, действующие на тела (материальные точки); - моменты сил, действующие на тела Понятия: «скорость», «угловая скорость», «ускорение», «угловое ускорение»; «сила тяжести», «вес», «сила упругости», «момент силы», «плечо силы», «момент инерции»
h
R
z

5. Записать основное уравнение динамики поступательного движения в векторной форме Второй закон Ньютона, понятие «равнодействующая всех сил» , где - векторная сумма всех сил действующих на тело
6. Записать основной закон динамики вращательного движения в векторной форме (если необходимо) Основной закон динамики вращательного движения , где - векторная сумма моментов всех сил действующих на тело
7. Расписать векторную сумму сил в векторной форме , - силы упругости (натяжения нити); , - силы тяжести действующие на тела 1 и 2 соответственно ; .
8. Расписать векторную сумму моментов сил относительно выбранной оси   , где - момент силы , - момент силы
9. Выбрать: - инерциальную систему отсчета; - направления координатных осей Система координат; понятие «система отсчета»; понятие «инерциальная система отсчета»
h
R
y 2
у 1
z

10. Записать второй закон Ньютона в проекциях на соответствующие оси Действия над векторами; проекция вектора y 1: y 2:
11. Записать основной закон динамики вращательного движения в проекциях на выбранную ось, относительно которой рассматривается вращение Правило моментов.
12. Записать формулы для определения сил    
13. Записать формулу для определения моментов сил , - плечо силы. В условиях данной задачи С учетом того что , основное уравнение динамики вращательного движения имеет вид: . R - радиус блока, Iz - момент инерции блока (сплошного диска) относительно оси z:
14. Записать основные уравнения кинематики для поступательного и вращательного движения. Основные уравнения кинематики для поступательного и вращательного движения. ;
15. Предварительно подставив формулы п.п. 10, 13, 14 выразить искомую величину Математические преобразования, решение систем уравнений Имеем систему уравнений: ; (1) ; (2) ; (3) ; (4) (5) , . (6) Т.к. нить невесомая, по третьему закону Ньютона , . Решая систему уравнений (1)-(6) получаем: ;
16. Полученную формулу проверить на размерность Системные единицы измерения физических величин; основные физические величины, производные физические величины
17. Подставить численные значения в полученную формулу, записать ответ согласно требованию условия Арифметические действия, правила пользования вычислительными приборами Ответ:

Условия задач на отработку данной схемы с учетом возрастания уровня сложности:

1. Через блок в виде сплошного диска, имеющего массу 200 г, перекинута невесомая тонкая гибкая нить, к концам которой подвешены грузы по 300 г каждый. На один из грузов положили перегрузок массой 100 г. Найдите силу давления перегрузка на груз в процессе движения. Трением и массой нити пренебречь.

2.

R
m 2
m 1
Через блок в виде сплошного диска, имеющего массу 80 г, перекинута невесомая тонкая гибкая нить, к концам которой прикреплены неподвижный брусок m 1 и груз m 2. Брусок массой m 1 = 300 г под действием груза массой m 2 = 100 г проходит из состояния покоя путь 10 см за 2 с. Найдите коэффициент трения между бруском и поверхностью.

3.

R

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow