Как один из видов профессиональной компетентности инженера

В связи с вхождением России в европейское и мировое образовательное пространство, актуальным стало внедрение в процесс обучения компетентностного подхода. Возможность реализации данного подхода объясняется тем, что взамен «устаревшим» образовательным единицам – знаниям, умениям и навыкам, он предоставляет новые единицы обновления содержания образования - компетентности, компетенции и квалификации.

При ориентации инженерного образования на компетентностный подход, появляется необходимость во введении новых понятий, определяющих качество подготовки современных специалистов. Актуальными становятся понятия - профессиональная компетентность, профессиональная компетентность инженера, компетентностная модель специалиста.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – подразумевает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].

Под профессиональной компетентностью понимают профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе в настоящий момент нормами и стандартами. Профессиональную компетентность личности в наибольшей мере характеризуют следующие три компонента: содержательный (система профессионально значимых знаний и умений), мотивационно-ценностный (профессионально значимые установки, направленность, ценностные ориентации, мотивы), деятельностный (реализация профессиональных знаний и умений) [ 3, с.20].

К этим компонентам считаем уместным добавить рефлексивный компонент – способность специалиста адекватно оценивать свою профессиональную деятельность.

Под профессиональной компетентностью инженера будем понимать, сформированное в процессе обучения и постоянно развивающееся в ходе профессиональной деятельности качество личности, выражающееся в совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей, характеризующих способность специалиста к самостоятельному решению профессиональных проблем и задач, соблюдению экологической безопасности, организации труда коллектива с соблюдением отраслевых требований к качеству продукции, проведении научных исследований и практического внедрения их результатов, а так же ответственность за выполняемые действия, нацеленность на постоянное самообразование и самосовершенствование, стремление к конкурентоспособности в условиях инновационного развития и глобализации экономики.

Одной из базовых компетентностей входящих в структуру профессиональной компетентности, по нашему мнению, является технологическая компетентность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: