Учет диагноза здоровья в оздоровительной работе

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода с дошкольниками

Учет диагноза здоровья в оздоровительной работе

Каждый ребенок имеет свои особенности и поэтому требует к себе индивидуального подхода, но дети с отклонениями в здоровье: часто болеющие, в период выздоровлении после перенесенных заболеваний, операций требуют особого внимания при проведении оздоровительных и воспитательно-образовательных воздействий.

Известно, что нормализация температуры и ослабление острых симптомов болезни не являются основными показателями полного клинического выздоровления. Врачебные наблюдения, проведенные за детьми дошкольного возраста после перенесенных ОРЗ, грипп, ангина, пневмония и др. выявили изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также показателей крови, длящиеся в среднем от 3 до 6 недель после возвращения в ДОУ. Педагоги, работающие с детьми в этот период, могут наблюдать их большую утомляемость, бледность кожных покровов, потливость, снижение аппетита, ухудшение сна, раздражительность и др. Продолжительность этих функциональных нарушений, по мнению врачей, зависит от тяжести перенесенного заболевания, состояния ребенка до болезни, характера лечения, сроки выписки.

Под индивидуальным подходом в этом случае понимается назначение особого режима дня, питания, физического воспитания, изменение сроков проведения (временные отводы), а также составление индивидуального календаря профилактических прививок, назначение дополнительных воспитательных воздействий во время занятий, назначение лекарственных препаратов и др. Основой индивидуальной работы с детьми является назначение щадяще-оздоровительного режима – ребенок находится в ДОУ и дома на особом режиме и получает специальные лечебно-оздоровительные процедуры, медикаменты.

Таблица 1

Ориентировочные сроки щадящего режима после некоторых острых

и обострений хронических заболеваний (26)

Длительность щадящего режима в зависимости от перенесенного заболевания
20-25 дней 25-30 дней 2 месяца, часто до 6 месяцев Более 2 месяцев, часто постоянно
ОРВИ Бронхит острый Ангина Обострение хронического тонзиллита Грипп Отит острый Обострение хронического отита Бронхиальная астма после обострения Пневмония острая Острые детские инфекционные заболевания, в том числе кишечные, протекающие в средне-тяжелой и тяжелой форме Обострение экземы Аппендицит острый, послеоперационный Сотрясение мозга средней тяжести Состояние после полостных операций; состояние после тонзилэктомии Нефрит острый Менингит (любой этиологии)

В.Н. Шебеко рекомендует при проведении физических упражнений учитывать отклонения в состоянии здоровья ребенка (Таблица 2).

Таблица 2

Индивидуальный подход в физическом воспитании детей

Отклонения Противопоказания Причины Рекомендовано
  сердечно- сосудистой системы - упражнения с резким изменением положения тела и темпа, - упражнения с задержкой дыхания, - упражнения с длительным статическим напряжением вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться одышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца тренируюшая нагрузка: - ходьба по ровной местности, - медленный бег, - ходьба на лыжах, - плавание, - ОРУ для мелких мышечных групп
  повышенное АД - подскоки, прыжки, - упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата вызывают головокружение, тошноту, рвоту - ОРУ, - игры средней подвижности, - танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов
  расстройство носового дыхания - быстрый темп выполнения упражнения, - задержка дыхания может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах - упражнения с протяжным выдохом, - звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе), - упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, - дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов
  ослабленные дети на прогулке - длительные пробежки, - игры большой подвижности вызывают напряжение и усталость - игры средней подвижности

В дошкольном возрасте выявляется преимущество детей мышечного телосложения в сфере моторики. Так, детям М-типа свойственны самые высокие результаты в скоростном тесте ("бег 30 м"), в ловкости ("челночный бег"), в упражнениях скоростно-силовой направленности, в которых задействованы мышцы ног (прыжок в длину и высоту с места). В группе мальчиков мышечники не уступают представителям других конституциональных типов и в гибкости туловища.

Особенности детей с разным типом конституции могут сказываться на их здоровье, успешности в физической активности, общении, обучении и дает их характеристику. У худощавых мальчиков и девочек не только мышцы, но и нервная система лучше приспособлены к продолжительной неторопливой ритмичной деятельности. Скорость реакции у них относительно невысокая, быстрые движения удаются хуже.

Дети астено-торакального типа обычно не очень общительны, но радости или печали переживают и проявляют бурно. Некоторая медлительность мешает им сразу схватывать ситуацию, поэтому двигательный навык вырабатывается только после многих повторений, но, сформировавшись, будет прочным, а ритм движений - четким. Зато по выносливости равным им нет. Из физических упражнений им больше всего нравятся и лучше даются ритмичные, не слишком быстрые и не очень интенсивные упражнения - ходьба пешком и медленный бег на дальние дистанции, велосипед, плавание, лыжи.

Большая (относительно размеров тела) поверхность легких повышает риск простуды, поэтому худым детям обязательно нужно закаляться. Особенно им полезны обливания тела, так как укрепляют их сверхчувствительную нервную систему.

Переутомление и нервное перенапряжение часто вызывают кожно-аллергические реакции, могут привести к воспалению. А иногда и к язве желудка, Поэтому худым детям не рекомендует увлекаться острой и кислой пищей.

Чем выше учебные нагрузки, тем нужнее худощавым детям регулярные физические упражнения для тренировки выносливости, при повышении которой у них прогрессируют и другие двигательные качества, а также скоростно-силовых качеств: прыжки, метание, упражнения с мячом, подвижные игры.

Дети дигестивного телосложения, наоборот, обладают достаточно быстрой реакцией. По характеру обычно общительны, хорошо чувствуют себя в коллективе, даже малознакомом. В трудную минуту тянутся к друзьям - поделиться своими проблемами. Быстрота движений у них часто сочетается с медлительностью в раздумьях. Двигательный навык, вырабатываясь довольно медленно, бывает прочным. А вот терпения может быть недостаточно, тем более для выполнения монотонной длительной работы. Мышцы «дигестивников» для этого совсем не приспособлены: они толстые, очень мощные и состоят из толстых волокон, которые могут мгновенно сокращаться с большой силой, но повторять такие усилия много раз подряд не способны. В то же время в тяжелой атлетике, метании диска, борьбе «дигестивники» впереди всех.

Ученые рекомендуют ориентироваться на тип конституции при выборе спортивной секции для ребенка. Если ребенок относится к астеноидному или торакальному типу телосложения (их часто объединяют в астено-торакальный), то он будет с удовольствием заниматься циклическими видами физических упражнений на выносливость, такими как: лыжные гонки, велоспорт, плавание, гребля, медленный бег на длинные дистанции.

Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, эти дети особенно хорошо осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты, это спортигровики, это представители единоборств и т.д.

Дети дигестивного типа склонны к занятиям с проявлением силы. Это атлетизм, гиревой спорт, тяжелая атлетика и единоборства (армреслинг, различные виды борьбы). Девочки дигестивного типа, так же как и мальчики с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления. Они также выбирают занятия гимнастикой, но предпочитают индивидуальные тренировки.

Девочки других типов телосложения проявляют больший интереc к ритмической гимнастике и ее разновидностям: аэробике, шейпингу, где занятия проводятся в группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: