И уровня двигательной активности ребенка

Наличие у ребенка-дошкольника бурно развивающегося опорно-двигательного аппарата определяет биологическую потребность в движении. Информация от работающих мышц активизирует деятельность мозговых структур, управляющих движениями, что приводит к их развитию и улучшению регуляции нервных процессов в целом.

По данным М.А. Руновой двигательная активность (ДА) детей 5-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется особенностями нервной системы.

Разброс индивидуальных показателей ДА дошкольников во время занятий по физической культуре (при средней длительности 30 минут) по данным М.А. Руновой может колебаться от 800 до 2 тыс. движений (по шагомеру). Такой факт представляется странным, если учесть, что во вводной части физкультурного занятия преобладает поточный метод организации детей, а в основной фронтальный, групповой и поточный. Остается только предположить, что индивидуальные различия ДА проявляются в подвижной игре, но, действуя в условиях игровой ситуации и решая двигательную задачу, ребенок вынужден действовать на пределе своих физических возможностей.

На основе комплексной оценки основных показателей ДА детей (объема, продолжительности, интенсивности) автор делит детей на три основные группы: уравновешенные, гиперактивные и малоподвижные (Таблица).

Однако на практике в условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно, поэтому М.А. Рунова рекомендует распределять детей на 2 подгруппы с учетом трех критериев: уровень ДА, состояние здоровья детей, уровень физической подготовленности:

- в 1 подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень ДА, средний и высокий уровень физической подготовленности;

- во 2 подгруппу входят дети II и III групп здоровья, имеющие низкий уровень двигательной активности и показатели физической подготовленности ниже нормы. Это дает педагогу возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.

Характеристика детей по индивидуальному уровню двигательной активности (М.А. Рунова)

Группы детей Характеристика детей
Уравновешенные дети У детей со средним уровнем ДА отмечаются преимущественно положительные эмоции, уравновешенное настроение, умение управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и нормами. Дети стремятся к организации различных игр, к общению со сверстниками и взрослыми. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата. В плане физического развития большинство детей со средним уровнем ДА владеют своим телом, различными видами движений, спортивными играми и упражнениями, у них отмечается достаточно хороший уровень физической подготовленности, умение адекватно реагировать на изменения окружающей их обстановки. В старшей и подготовительной к школе группе они составляют 53 % от общего числа детей.
Гиперактивные дети Для гиперактивных детей характерна высокая подвижность, двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность, несдержанность и вспыльчивость. У таких детей слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Они часто конфликтуют со своими сверстниками, отбирают у них игрушки, разрушают постройки, обижают более слабых. Гиперактивным детям свойственна однообразная самостоятельная двигательная активность, насыщенная бесцельным бегом, прыжками. Движения их не координированны, хаотичны и беспорядочны. Во время выполнения двигательных заданий дети совершают множество ненужных движений (покачивания, полуприседания, подпрыгивания и др.), что мешает им правильно и качественно выполнять упражнение. У гиперактивных детей выявлен синдром дефицита внимания, который мешает им сосредоточиться и слушать объяснения взрослого, качественно и последовательно выполнять элементы различных видов упражнений. Большинство детей с высокой интенсивностью ДА отличаются повышенной психомоторной возбудимостью. У них нередко наблюдаются повышенная потливость, покраснение лица, неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения двигательного задания средней степени интенсивности.
Малоподвижные дети Малоподвижныедети часто болеют, имеют ряд морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья. Для этой группы детей характерны низкая ДА и малая выносливость. У них отмечено значительное отставание в показателях развития основных видов движений (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, лазанье) от возрастных нормативов. Малоподвижные дети часто неуверенны в своих возможностях и отказываются выполнять сложные двигательные задания, участвовать в коллективных играх. Им присуща однообразная мало интенсивная двигательная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства детей с низкой ДА отмечается инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками.

В основной части занятия для детей с разным уровнем двигательной активности детей автором предлагается определенный подбор игр и упражнений в основных видах движений. Детям с высокой двигательной активностью дается больше повторов упражнений средней (50 %) и низкой степени интенсивности (30 %). Двигательные задания направлены на развитие внимания детей, ловкости, координации движений, силы и точности выполнения различных действий (ходьба по буму, удерживание равновесия на балансире, метание предметов в цель, прокатывание мяча по узкой дорожке и др.). 20 % занимают упражнения высокой степени интенсивности (бег, подскоки, прыжки и др.).

Детей с низкой двигательной активностью автор рекомендует постепенно вовлекать в активную двигательную деятельность, увеличивая физическую нагрузку и предлагая им игры и упражнения средней и высокой степени интенсивности (65 и 25 %), направленные на развитие быстроты, скорости движений и выносливости. И лишь 10 % составляют упражнения низкой степени интенсивности.

Таким образом, на физкультурном занятии индивидуальная потребность ребенка с высокой ДА в движении удовлетворяется минимально (на 20%), а низкой наоборот чрезмерно стимулируется. Такой подход к отбору содержания движений для индивидуального подхода на физкультурных занятиях неверен. На индивидуальную потребность ребенка в движении оказывают влияние типологические особенности нервной системы. Поэтому, если ребенок малоактивный, не следует чрезмерно увеличивать его двигательную активность, включать в двигательную деятельность, дающую нагрузку в зоне максимальной интенсивности - свыше 160 ударов в минуту, так как организм его к таким нагрузкам не подготовлен и, что очень важно, не приведет к существенному увеличению показателей двигательной активности, но войдет в противоречие с внутренней психической природой ребенка и может привести к невротизации его поведения. Тоже можно сказать и о детях чрезмерно активных. Сдерживание физической активности и физические нагрузки в зоне интенсивности (до 130 ударов в минуту) будет тормозить физическое развитие активного ребенка и также может привести к неблагоприятным последствиям в психоэмоциональном состоянии ребенка.

Физкультурные занятия являются основной формой работы с детьми, которая целиком строится на движениях, что позволяет удовлетворять их естественную биологическую потребность. Учитывая научные данные о детерминировании уровня ДА индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, задача педагога состоит в максимально полном удовлетворении индивидуальной потребности в движении, что положительно сказывается на состоянии нервной системы. Следовательно, искусственное сдерживание естественной ДА может привести к нарушению в нормальном развитии нервной системы ребенка. Тем не менее, важно развивать у ребенка те психические качества, которые обуславливают успешность различных видов деятельности. Но для этого необходимо использовать другие формы физкультурной работы.

Следует отметить очень важную современную мировую тенденцию в детской популяции - рост числа детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Нейро-физиологические исследования фиксируют задержку в развитии мозга у этой группы детей, которая проявляется в низком уровне активности мозговых структур. Двигательная активность ребенка приводит к активизации деятельности мозговых структур, что положительно сказывается на состоянии умственной работоспособности и поведении ребенка. Таким образом, для детей с диагнозом СГДВ искусственное ограничение естественной двигательной активности категорически противопоказано.

При организации двигательной деятельности необходимо учитывать отличительные особенности «медлительных детей».

У «медлительных детей» почти в два раза длиннее время от сигнала к действию до начала действия (латентная реакция). Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности ВНД не позволяют медлительному ребенку сразу начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но так же трудно отвлечь его и направить на новый вид деятельности.

Скорость деятельности у них значительно ниже, чем у их сверстников (скорость выполнения простых движений - в 1,6 раза, скорость решения логических задач - более чем в 1,5 раза, скорость письма ниже почти в 2 раза). Следовательно, тезис «умеет (знает) - сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

При форсировании скорости выполнения задания время выполнения задания не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

Такая форма работы, как «быстрый вопрос - быстрый ответ», неприемлема. Она создает дополнительное напряжение и малоэффективна.

У медлительных детей в два раза ниже продуктивность работоспособности. Это значит, что они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но не качественно. Постоянные требования увеличить темп буквально толкают детей на снижение качества работы.

Новые навыки у медлительных детей формируются значительно дольше.

Медлительные дети усваивают почти на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. Поэтому у активного, с бойкой речью, быстрыми действиями педагога медлительному ребенку особенно трудно учиться. В связи с этим, объясняя что-либо, давая задание, педагогу нужно использовать короткие фразы, речь должна быть спокойной, четкой, размеренной.

Медлительные дети (особенно те, которых постоянно «подстегивают» дома), не уверены в себе, тревожны и очень нуждаются в подбадривании и поддержке.

Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка.

Таким образом, отличительными особенностями медлительных детей являются медленный темп деятельности, трудность переключения, быстрая утомляемость, резкое снижение работоспособности. В системе работы с этими детьми рекомендуют использовать упражнения со сменой скорости движений:

1. Ходьба (на счет): ходьба быстрая - ходьба медленная.

2. Хлопки ладонями: медленно - быстро - медленно.

3. «Бег» пальчиками (большим и указательным) в разном темпе.

4. Постукивание кулачком (карандашом) по столу в разном темпе.

Примечание: быстрый темп должен быть доступен ребенку, не заставлять его суетиться, действовать хаотически, волноваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: