Таким образом, современный человек должен обладать чертами личности и того и другого пола, иначе он окажется неприспособленным к сегодняшней жизни

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующе их полу поведение к пятилетнему возрасту. Некоторые специфические для своего пола модели поведения усваивают уже к трем годам. Ко времени появления в речи ребенка слова «Я» дети знают свой пол, различают в этом отношении других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, занятиям, стилю поведения мальчиков и девочек. В детских садах, например, девочек чаще всего можно видеть играющих с куклами, помогающих накрывать на стол; они проявляют больший, нежели мальчики, интерес к рисованию и музыке. Мальчики этого же возраста строят из конструктора, играют с машинками, шалят. Иногда это типичное для пола поведение излишне подчеркивается или превращается в обязательное.

Укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть мужское и женское поведение, называют полоролевыми стереотипами.

За ними стоит предположение, что «маскулинность» и «феминность» - это две различные, исключающие друг друга категории, и что поведение человека должно соответствовать либо одной из них, либо другой, и подобные представления преобладают почти во всех культурах.

Раньше родителям и педагогам советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что упор на маскулинность и феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так женщин. Многие психологии начинают понимать, что в одном и том же человеке могут сосуществовать позитивные мужские и женские качества. Мужчины и женщины в равной мере способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и решительными, и чуткими. Эта смесь человеческих качеств и образует то, что называют андрогенной личностью.

При этом указанные качества вовсе не ограничивают андрогенную личность в ее проявлениях. В зависимости от обстоятельств мужчины с андрогенными чертами личности могут быть независимыми и решительными, но месте с тем способными приласкать младенца или внимательно выслушать другого человека. Женщины с такими чертами личности могут быть деятельностными, разбираться в материальных вопросах и тем не менее свободно выражать свои чувства и одаривать окружающих своей заботой.

Андрогенная личность формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка, усваивающего модели поведения, характерного для обоих полов.

Результаты исследования, проведенного Л.Е. Семеновой, представляются очень интересными для воспитания дошкольников. Ею было отмечено, что независимо от половой принадлежности, у дошкольников четко прослеживаются 4 типа полоролевого поведения. В исследовании самую многочисленную группу составили дети с андрогенными предпочтениями - 38% испытуемых, с феминными предпочтениями - 30,4%, маскулинными - 20,2% и недифференцированными - 11,4%.

На основе данных количественного и качественного анализа Л.Е. Семенова представила психологические портреты детей с разными типами полоролевого поведения.

Маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают женское общества и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету, что свидетельствует о потребности маскулинных детей в значимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах. Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками. У большинства из них маскулинные проявления поведения носят преимущественно деструктивных характер.

Феминные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым подчиненным положение, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксированная тенденция прослеживается у феминных мальчиков, для которых оказалась значимой стратегия сознательного ограничения своего «исследовательского пространства». В то это время у феминных мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожиданиях, связанных с верой в их возможности. Феминные дети в собственной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а у феминных мальчиков вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избежанием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность. Ожидания критических замечаний от сверстников создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогенные дети относительно свободны от четкой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам. Для них характерна направленность на реaльное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андргенные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и феминные роли. Их маскулиные качества носят конструктивны характер. Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их личностного благополучия.

Недифференцируемые дети отвергают как мужской, так детский стили поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности.

1. Моделирование педагогических ситуаций: Пробл. повышения качества и эффективности общепед. подгот. учителя/ [Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров и др.]; Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - Москва: Педагогика, 1981. - 120 c. (994771)

2. Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: Кн. для учителя/ Э. Ш. Натанзон. - М.: Просвещение, 1991. - 124 c. (1250122 - ЧЗ 1255664 - АБ 1255663 – КХ)

3. Омельяненко, В. Л. Задания и педагогические ситуации/ В. Л. Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. - Москва: Просвещение, 1993. - 271 c. 1275298 - ЧЗ

4. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л. Ф. Островская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 159 c. (1225491 - ЧЗ 1225492 – АБ)

5. Педагогические ситуации в воспитании школьников: Учеб. пособие/ [С. М. Годник, Л. Р. Суринова, Л. Ф. Спирин и др.; Науч. ред. С. М. Годник]. (1096027 – Ч)

6. Поташник, М. М. Педагогические ситуации / М. М. Поташник, Б. З. Вульфов. - Москва: Педагогика, 1983. - 144 c. (1037650 - 1037651 - 1039215 – КХ)

7. Петроченко, Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике: [Учеб. пособие для пединститутов по спец. 2110 "Педагогика и психология (дошкольная)" и педучилищ по спец. 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и 2002 Дошк. воспитание"]/ Г. Г. Петроченко. - Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 238 c. (1067655 – КХ)

8. Петроченко, Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике: [Учеб. пособие для пед. ин-тов]/ Г. Г. Петроченко. - Минск: Университетское, 1990. - 223 c. (1230113 – ЧЗ)

9. Спирин, Л. Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: учебное пособие/ Л. Ф. Спирин; Под ред. В. А. Сластенина. - Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1974. - 130 c. (812984)

10. Чернышев, А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций/ А. С. Чернышев; Рос. пед. агентство. - М.: Рос. пед. агентство, 1998. - 187 c. (1302995 – ОХДФ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: