Физическое воспитание ребенка второго года жизни

Главной задачей физического воспитания детей второго года жизни является развитие и совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазанье, бросание), развитие чувства равновесия, координации движений.

На втором году жизни режим дня остается важным средством физического воспитания.

Четкая смена деятельности детей в течение дня (сен, бодрство­вание, кормление) позволяет обеспечить их активное деятельное состояние уже в течение 4—5 ч. При этом пребывание детей на свежем воздухе должно составлять не менее 5 ч.

Сои лучше организовать на верандах, а если нет такой воз­можности, то при открытых окнах или фрамугах. Зимой, когда де­тей до 1,5 лет долго приходится одевать и раздевать* для прогулки, можно организовать такую прогулку в помещении. Детей одевают е спортивные или шерстяные костюмы, температуру в группе сни­жают, открывая фрамуги, форточки, до -f-14°C. С детьми организуют подвижные игры или обеспечивают достаточную самостоятельную деятельность. Таким образом не уменьшается время пребывания на свежем воздухе. В режиме дня используют воздух, воду и солнце с целью закаливания. Развитие движений детей второго года жизни происходит в процессе правильно организованной игровой деятельности, само­стоятельной двигательной деятельности и во время физкультурных занятий.

На втором году жизни важно закреплять правильные автома­тизмы ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию дви­жений, правильную осанку, способствовать формированию нормаль­ного свода стопы. Для этого важно создать условия в групповой комнате и на участке, чтобы дети могли свободно двигаться. В"ком-нате должно быть просторно, это достигается правильной расста­новкой мебели, которая подбирается в соответствии с ростом де­тей. В групповой комнате должно быть специальное физкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом, бревно, большие ящики, корзины и др. Эти пособия обусловливают возможность выполнения детьми различных движений: входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, согласовывать свою ходьбу с особенностями окружающих предметов и т. д. В группе должен быть набор игрушек, побуждающих детей к различным движениям: мячи, обручи, каталки и др.

Участок и игровая площадка должны быть оборудованы спе­циальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и т. д.). Детей надо учить ходить не только по ровной поверхности, но и по неров­ной, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимули­ровал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом пра­вильным движениям (как правильно влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения, используя имитаци­онные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и др).

Чтобы обеспечить детям большую свободу движений, лучше надевать на них комбинезоны или штанишки с рубашкой (как маль­чиков, так и девочек). Обувь должна соответствовать размеру и полноте ноги ребенка, иметь каблучок 0,5 см.

Подвижная игра является важным средством физиче­ского воспитания. До 1,5 лет игры проводятся в основном индиви­дуально или с небольшой группой детей (3—4 человека). Игры организуются в часы самостоятельной деятельности детей, и воспи­тательница должна следить, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в игре («Догоняй собачку», «Прятки», «Скати с горки», «Мишка»). После полутора лет в подвижную игру могут быть вклю­чены 8—10 детей.

При проведении подвижных игр у детей воспитывается уме­ние действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, воспитатель обеспечивает определенную фи­зическую нагрузку.

Дети старше 1,5 лет в играх уже должны выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. Надо приучать детей не мешать друг другу во время игры, не толпиться. В этом возрасте детей не надо специально строить перед игрой, а сразу включать в игровую деятельность. Воспитатель должен сам принимать участие в игре и брать на себя ведущую роль, показывать, что и как надо делать. Его радостное активное состояние передается детям.

Подвижная игра не только проводится самостоятельно, но и включается в физкультурные занятия детей от года 6 месяцев до 2 лет.

Физкультурные занятия являются важной фор­мой физического воспитания детей второго года жизни. На органи­зованных занятиях решаются задачи целенаправленного обучения детей движениям. При этом в занятия включаются упражнения, способствующие развитию и совершенствованию основных движе­ний, улучшению их качества, формированию правильной осанки и свода стопы; упражнения, укрепляющие все группы мышц.

В данном возрасте большое место отводится ходьбе и равно­весию. С этой целью в занятия включаются упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, ширина кото­рой по мере тренировки уменьшается с 30 до 10 см, по ребристой доске и др. Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствия (палку, кубики и т. д.). Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезание в обруч, подлезание под веревочку), ла­занье (влезание и слезание со стремянки), бросании (на дальность малых и больших мячей). Обязательно предусматриваются и до­ступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, туловища). Эти упраж­нения проводятся из различных исходных положений — стоя, сидя (на полу, скамейке, стульчиках), лежа на полу на животе и спине. Чтобы эти упражнения дети делали правильно, воспитатель должен проверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение.

В занятия включают одно или два основных движения и обще-развивающие упражнения. Начинают занятия с ходьбы стайкой и бега, затем проводят 2—3 общеразвивающих упражнения и обу­чение основным движениям и заканчивают занятие ходьбой.

Занятия с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет проводятся уже по общепринятой схеме (вводная, основная и заключительная часть)..

Цель вводной части занятия — организовать детей и подгото­вить их к выполнению упражнений в основной части, которая вклю­чает общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие основ­ных движений, подвижную игру. В заключительной части даются упражнения для углубления дыхания и ходьба, которые необходи­мы для того, чтобы снизить нагрузку.

.Дети данного возраста не могут точно воспроизводить движе­ния, поэтому на занятиях нужно использовать индивидуальные по­собия (палочки, кольца, кегли и др.). Пособия помогают детям более правильно и с большей амплитудой выполнить движение (на­пример: поднять кегли вверх — посмотреть на них, поставить на пел возле ног). На занятиях применяются физкультурные пособия: доски, ящики, гимнастические скамейки, лесенка-стремянка, ребристая доска, которые обеспечивают целенаправленное выполнение движения, помогают детям осознанно делать упражнения и повы­шают интерес ребенка к занятиям.

Воспитатель объясняет, как надо выполнять движения, помо­гает при необходимости, добивается, чтобы ребенок понял свою ошибку и выполнил движение ^правильно. Он радуется их успехам, поощряет при выполнении движений, вселяет уверенность в своих силах.

По мере того как дети освоят то или иное движение, его за­меняют более трудным или усложняют. Например, после того как дети научились перешагивать через палку, лежащую на полу, им можно предложить перешагивание через палку, поднятую над по­лом на 5, а затем на 10 см^

Нужно учитывать особенность детей данного возраста — бы­струю утомляемость и наряду с этим способность быстро восста­навливать свои силы. Поэтому в занятия надо включать элементы отдыха: чередовать упражнения, выполняемые всеми детьми, с индивидуальными заданиями, когда остальные дети отдыхают стоя или сидя. Промежутки отдыха должны быть не более 1 мин, чтобы не угас интерес детей к занятиям. В качестве отдыха нельзя на­долго усаживать детей на стульчики, так как статическое напряже­ние при сидении является утомительным для детей.

Физическая нагрузка на занятии регулируется его длительно­стью, частотой повторений каждого упражнения и степенью их трудности. Нагрузка постепенно увеличивается от начала занятия к его середине и снижается в конце.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделе© продол­жительностью 10—15 мин.

С детьми до 1 года 6 месяцев — в период от обеда до второго сна, с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет — спустя 30 мин после завтрака.

Детей в возрасте до 1 года 6 месяцев объединяют в группы по 2—3 человека в начале года, а затем до 5—6 человек, детей с 1 года 6 месяцев до 2 лет объединяют по 6—8 человек. При распределении детей по подгруппам следует учитывать не только возраст, но и уро­вень развития движений (например, дети с отставанием в развитии движений должны быть включены в подгруппу детей более млад­шего возраста).

Проводя занятия с одной подгруппой детей, воспитатель со­здает условия для самостоятельной игры остальных. Для этого он должен организовать спокойные игры в другом конце комнаты и снабдить детей игрушками, а няня по заданию воспитателя направляет их игру. Занятия проводятся в групповой комнате, от­вечающей гигиеническим требованиям: перед началом занятий должна быть проведена влажная уборка, проветривание, темпера­тура воздуха достигать 18—20°. В летнее время занятия должны проводиться на открытом воздухе при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Заниматься дети должны в трусах и майках, летом — в трусах, на ногах — тапочки (или босиком).

Планирование работы по физическому воспитанию в группах раннего возраста

В плане занятия следует указать: необходимые пособия; основное содержание каждой части занятия, его дозировку (на­пример, количество повторений в общеразвивающих упражне­ниях, подвижных играх, основных движениях); наиболее сущест­венные, характерные для данного занятия задачи обучения и воспитания. Уровень формирования двигательных навыков проводится воспитателем с помощью методиста или заведующего детским садом. Воспитатель заполняет схему обследования.

При обследовании необходимо учитывать требования, предъ­являемые к технике выполнения данного вида движений. Для детей подгото­вительной к школе группы предъявляются следующие требования.

Такую проверку усвоения основных движений детьми целесообразно про­водить в начале и конце учебного года и по всем видам движений.

Планирование работы по физическому воспитанию на прогулке и в свободное от занятий время.

Обычно на прогулке планируется одна подвижная игра, общая для всех детей, и 2—3 игры, которые проводятся воспитателем с подгруппами детей или самостоятельно самими детьми. Кроме того, воспитатель намечает игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал подбирается в соответствии с основными движениями, включенными в занятие.

За несколько дней до занятия, в котором планируется новое движение, на прогулке можно проводить подготовительные уп­ражнения.

На следующий день после занятия повторить те же упраж­нения или провести несложные игры с целью закрепления дви­гательного навыка.

Примерно через две недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, хорошим средством закрепления является сюжетная подвижная игра.

3. Медико-педагогический контроль в группах раннего возраста

Успех физического воспитания ребенка во мно­гом определяется качеством врачебного кон­троля. Еще в первые годы советской власти нарком здравоохра­нения Н. А. Семашко выдвинул лозунг: «Без врачебного контроля нет и не может быть советской системы физического воспитания».

В период раннего и дошкольного возраста врачебный кон­троль за физическим воспитанием детей обязателен.

Задачи врачебного контроля следующие:

определение состояния здоровья, физического развития ре­бенка;

назначение средств и методов физического воспитания соот­ветствующих возрастным, половым, индивидуальным особен­ностям детей;

медицинское наблюдение за влиянием отдельных форм физи­ческого воспитания на ребенка;

санитарно-гигиенический контроль за условиями физического воспитания;

профилактика неблагоприятных последствий при занятиях физической культурой;

пропаганда физического воспитания детей среди родителей.

Решение этих зтдач возлагается па весь медицинский персо­нал, работающий в детских учреждениях.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Правильная и всесторонняя оценка здоровья детей должна быть положена в основу всей работы по физическому воспита­нию в детском учреждении.

Обследование состояния здоровья ребенка проводится во время углубленного медицинского осмотра. Врач выясняет жа­лобы, характер и длительность перенесенных заболеваний, зани­мался ли ребенок регулярно физкультурой и в каком объеме дома и в детском учреждении, был ли перерыв в занятиях и чем он был вызван. Желательно, чтобы перед осмотром врач встретился с родителями ребенка, опросил воспитателей, а также тщательно проанализировал записи текущих наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Наружный осмотр проводится в хорошо освещенном, теплом помещении и дает возможность врачу определить состояние кожи и слизистых оболочек. Одновременно проводится антро­пометрическое обследование, а затем оценка физического раз­вития и состояния опорно-двигательного аппарата.

Правильная оценка физического развития ребенка зависит от методики антропометрии, что требует от медицинских работни­ков строгого соблюдения стандартных условий исследования. Для оценки физического развития ребенка первого года жизни мини­мум антропометрических данных составляет: рост (лежа), вес, окружность грудной клетки и окружность головы. Для комп­лексной оценки физического развития детей двух лет и старше достаточно определение роста (стоя), веса и окружности груд­ной клетки. При необходимости эти данные могут быть допол­нены измерением роста сидя, длины конечностей, окружностей плеча, голени, бедра и т. д.

Полученные при антропометрии данные сравниваются с оценочными таблицами физического развития'. При этом если все данные соответствуют средним показателям, отклоняясь от основных не более чем на 1 сигму (а), то физическое развитие ребенка признается средним. Если же это отклонение превышает или отстает от основных показателей более чем на 1 о, то физи­ческое развитие признается выше или ниже среднего. При отклонении больше чем на 2 а в сторону уменьшения или увели­чения физическое развитие ребенка считается низким или высоким.

Нередко при определении физического развития приходится сталкиваться с нарушением пропорций, когда вес или окруж­ность груди, а то и все антропометрические показатели находят­ся в разных частях таблицы. Тогда физическое развитие опре­деляется в первую очередь по величине роста, а далее указы­вается отставание (опережение, избыток) и в каких пределах других показателей. Например, физическое развитие среднее при отставании веса в пределах 1,5 о.

Важным дополнением к оценке физического развития ребен­ка является характеристика подкожножирового слоя, мускула­туры.

Исследование и характеристика состояния здоровья ребенка проводится по существующей методике медицинского обследо­вания. При необходимости врачебное обследование дополняется лабораторными исследованиями, электрокардиографическими и рентгенологическими данными.

Углубленное обследование должно обязательно включать подробную характеристику опорно-двигателыюго аппарата ребенка и уровень развития его моторики. Прежде всего описы­вается состояние костной системы — наличие деформаций и их степень. Обследование опорно-двигательного аппарата прово­дится по определенной методике.

При осмотре ребенка спереди определяется форма и положе­ние головы, грудной клетки, наличие асимметрий, впадин или выпячиваний, форма живота, форма и степень деформации ниж­них конечностей. Осмотр дополняется пальпаторным исследова­нием бугров, рахитических четок, браслетов и т. п., а также определением тонуса мышц.

При осмотре сбоку отмечается положение и форма головы, грудной клетки; в положении сидя и стоя (если ребенок само­стоятельно сидит и стоит) отмечается степень выраженности физиологических изгибов позвоночника, выпячивания лопаток, относительное положение живота и передней стенки грудной клетки. В положении стоя описывается положение ног (колени согнуты или выпрямлены).

При осмотре сзади отмечается форма и положение головы, туловища и ног, уточняется симметрия шейно-плечевых линий, лопаток и надплечий, а также форма треугольников талии, рас­положение ягодичных складок и т. д. Обязательно исследова­ние тонуса мышц спины, ягодичной области, бедер. Обследова­ние опорно-двигательного аппарата включает и определение состояния стоп, наличие и степень плоскостопия. Детальное обследование опорно-двигательного аппарата ребенка, прово­димое вышеизложенным способом, позволяет обнаружить и уточнить характер приобретенных и врожденных деформаций, без чего немыслимо правильное назначение лечебных меро­приятий.

У детей раннего возраста к наиболее частым нарушениям опорно-двигательного аппарата относится снижение мышечного тонуса и деформация костей и суставов рахитического проис­хождения. Уже при осмотре можно заметить увеличение объема живота. Расхождение прямых мышц живота, расширение пупоч­ного кольца могут быть обнаружены при пальпации и особенно при напряжении брюшного пресса (если ребенок попытается поднять голову и плечи из положения лежа на спине). Нару­шения тонуса мышц спины определяются также при пальпации и визуально в положении сидя, а также при напряжении этих мышц в положении лежа на животе. Тонус мышц ягодичной области бедер помимо пальпации может определяться при дви­жениях в тазобедренных суставах и опорных реакциях. Сниже­ние мышечного тонуса сопровождается патологическим увели­чением объема движений в суставах, поэтому необходимо изме­рение углов движения по осям в каждом суставе и сравнение полученных данных с материалами таблиц.

Педагогический контроль занятий по физической культуре

Занятие по физической культуре должно проходить в хорошем темпе с учетом возрастных особенностей детей. Для того чтобы определить рациональное использование времени, предусмотрен­ное для занятия, проводится хронометраж. Это дает возможность оценить эффективность применяемой методики организации детей, выявить объем моторной и общей плотности занятия.

Моторная плотность — время, затраченное на непосредствен­ное выполнение детьми движений. Общая плотность — время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснение вос­питателя, построение и перестроение детей.

Педагог (старший воспитатель, заведующая детским садом) секундомером фиксирует и записывает время: одним секундомером определяется общее время занятия с момента его проведения и до конца, вторым — отдельные отрезки действия одного ребенка в течение всего занятия. Затем время суммируется и вычисляется общая и моторная плотность занятий (в %).

Анализируя содержание занятия и время, записанное в про­токоле хронометрирования (длительность выполнения каждого конкретного упражнения и движения, построения и перестроения детей, ожидания своей очереди и т. д.), можно судить о пра­вильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.

На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определен­ного вида движений — одна из задач занятий по физической культуре. Для того чтобы дети получили необходимую физическую нагрузку, желательно вести учет их двигательной активности особенно на физкультурных занятиях. С этой целью проводится шагометрия. Матерчатый футляр с шагомером прикрепляется к поясу ребенка в начале занятия и снимается в конце.

Шагомер позволяет учитывать не только реальные шаги, но и смещение общего центра тяжести тела, обусловленные встря­хиванием при разных движениях (ходьбы, бега, поскоках, прыж­ках, приседании и т. д.). Желательно иметь нужное количество шагомеров, что дает возможность одновременно фиксировать двигательную активность всех детей.

Результаты шагометрии позволяют определить уровень ак­тивности детей на занятиях с разнообразным содержанием и ме­тодами организации, выявить малоподвижных детей, которым в последующем надо уделять особое внимание, проследить ди­намику двигательной активности каждого ребенка в течение всего учебного года и т. д. Методически правильно организованные занятия по физической культуре оказывают большое положи­тельное влияние на развитие и формирование движений детей.

В связи с тем что у детей второго года жизни почти ежемесячно происходят изменения в их двигательной сфере, желательно обследование моторики ребенка этого возраста проводить не реже чем 1 раз в 3 месяца. Кроме того, по своим качественным признакам движения детей второго года жизни имеют сугубо индивидуальный характер. Количественные признаки трудно фик­сировать, так как ребенок только осваивает движение. Поэтому сравнить результаты обследования детей друг с другом можно только по качественным показателям за 3 месяца.

В первой младшей группе уже можно проводить обследования основных видов движений. Для того чтобы обнаружить улучшение качественных и количественных показателей основных видов дви­жений каждого ребенка и всей группы в целом, применяются контрольные движения. Ходьба по доске, гимнастической ска­мейке, прыжок в длину с места проводят в помещении, ходьбу и бег на дистанцию 10 м и метание желательно организовать в хорошую погоду на участке, так как большое пространство положительно влияет на количественный результат движения.

Контрольные упражнения должны быть:

доступными для выполнения детьми, соответствовать анато-мо-физиологическим и психологическим особенностям детей;

отличаться простотой и четкостью получения результатов при обследовании;

проводиться в виде игровых заданий;

При проведении контрольных упражнений необходимо учиты­вать, что ребенок может отказаться выполнять задание (особенно в начале учебного года), и воспитатель по желанию детей помогает справиться с заданием: поддерживает за руку, идет рядом.

В протоколы обследования заносятся результаты всех попыток при выполнении упражнений в основных видах движений. В сред­ний показатель всей группы входит лучший результат каждого.

Можно показатели мальчиков и девочек занести в протокол отдельно и также отдельно вычислить средний результат.

В основу проверки основных видов движений положен анализ элементов движения, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений. Обследование проводится вне занятия в знакомых им и привычных условиях: в групповой комнате (зале) или на групповом участке детского сада. Одно­временно в обследовании участвует не более 3—5 детей.

Перед обследованием воспитатель сам показывает, как вы­полнить задание. Если ребенок (особенно в начале учебного года) стесняется один выполнять контрольные упражнения, можно пред­ложить ему действовать вместе с другим, более активным ребенком или вместе с воспитателем. При этом незаметно фиксируется результат движений ребенка и показания заносятся в протокол.

Самостоятельная работа

1. Составление конспектов подвижных игр для детей раннего возраста.

2. Составление конспектов физкультурных занятий для детей раннего возраста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: