Древнегреческая скульптура как выражение эстетического идеала

В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип - калокагатия - сочетание красоты и силы. Идеал человека подобен богам. Единство красоты духовной и телесной. -> Возникновение обнаженных статуй атлетов.

Греческая культура отражает идеал, а не реального человека. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов. Женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков - прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек – это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги – не превышать в длину половины роста. Ступню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при этом обе части руки – от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины – по длине одинаковы.

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основании я волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос – прямой по всей длине, а лоб – покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.

Эталоном женской фигуры считалась фигура Афродиты Милосской. Ее пропорции соответствовали пропорциям «золотого сечения».Также эту красоту выразили в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.

Скульпторы Поликлет и Фидий(Афина Грозная,Афина Перфинос), Мирон(статуя Дискобол(бронза),он и стремительно движется, и одновременно неподвижен. принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. скульптура отражает идеал, статуи на одно лицо. Возникает статуи атлетов- пример для подражания.Фидий сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. Поликлет- знаменитый скульптор, написал книгу Канон, где определил идеальный пропорции человека.

К концу периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными, одухотворенными. «Вакханка» - небольшая статуэтка служительницы культа Диониса - представляет Скопаса мастером новых пластических решений. Полуобнаженная, в дикой пляске, фигура уже не стоит и не поворачивается, а вращается вокруг своей оси в стремительном движении. В страстном порыве вакханка разрывает на части животное, на глазах зрителя совершается кровавый ритуал. К лучшим творениям эллинов принадлежит скульптура «Аполлона Бельведерского», приписываемая скульптору Леохару. Аполлон идет, осеняя все вокруг своей ослепительной славой. Скульптор Пракситель был мастером лирических божественных образов. Сохранилось много римских копий его работ: «Молодой сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Эрот». Возникло искусство надгробного рельефа. В погребения клали изумительные по тонкости исполнения и выразительности белые лекифы (сосуды), на которых изображались встречи живых с умершими в ритуальные дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: