В настоящее время уровень жизни страны определяется в результате сравнения с уровнем жизни в развитых странах. Эти страны прошли аналогичный путь технологического развития, имеют исторически сложившиеся социальные правила и кодексы поведения. Но есть еще один факт, который характерен даже для высокоразвитых стран: в каждой стране или блоке стран можно наблюдать яркий контраст между регионами. [1]
Далее будет проиллюстрирован пример изменения ВВП Казахстана с 1999 по 2011 годы. В соответствии с этими годами рассчитан рыночный потенциал.
Рисунок 1.1 иллюстрирует карту с указанием ВВП 14 областей Казахстана и городов Алматы и Астана за 1999 год.
Здесь можно наблюдать высокий уровень ВВП в г. Алматы и Карагандинской области. Самый низкий уровень ВВП наблюдался в Кызылординской и Жамбылской областях.
Рисунок 1.2 иллюстрирует карту с указанием ВВП 14 областей Казахстана и городов Алматы и Астана за 2011 год.
В 2011 году самый высокий ВВП наблюдался в г. Алматы. Стоит также отметить, что ряд областей, таких как Атырауская, Мангистауская и г.Астана существенно улучшили свои позиции по отношению к другим областям. Для западных регионов определяющим фактором роста ВВП стала специализация на нефтегазовом секторе, которая является основной специализацией Казахстана в целом, г. Астана - рост столицы. Заметим также региональные различия в стране. Например, запад и восток Казахстана резко контрастирует с югом и севером. Наконец, заметим, что уровень ВВП имеет свойство «пространственной заразы»: если какой-либо регион расположен близко к богатым регионам, то маловероятно, что он будет бедным. Это справедливо как внутри страны, так и за пределами национальных границ. Это говорит о некоторой особенности пространственной диффузии развития. Концепция рыночного потенциала, предложенная географом Харрисом (1954), описывает данную закономерность. Уровень ВВП продукта показывает меру экономического развития региона, таким образом, он дает нам некоторое представление о потенциале этого региона. Также важно расстояние данного региона для прилегающих в плане сотрудничества фирм и перемещения работников. Учитывая эти особенности, определяем потенциал региона по формуле Харриса:
|
|
,
Где - дистанция между r и s.
Рыночный потенциал представляет возможным оценить пространственное взаимодействие между производителями и рынками, вероятные потоки товаров от производителя до доступных регионов. Ряд исследований показывают, что перемещения грузов, а также многие другие типы отношений между любыми двумя пунктами обратно зависит их расстоянию друг от друга.
|
|
Харрис (1954)
Из рисунка видно, что самым высоким рыночным потенциалом обладают Карагандинская область, г. Алматы и г. Астана. А наиболее низкими – Мангистауская и Кызылординская области. Благодаря этому показателю можно сделать вывод о том, что расположение региона рядом с процветающими регионами и наличие большего соседства делает его более привлекательным, поскольку он предлагает хороший доступ к нескольким крупным рынкам. Высокий уровень рыночного потенциала некоторых регионов, имеющих небольшое количество «соседей» объясняется специализацией этих регионов (Атырауская область, Павлодарская область).