Рыночный потенциал регионов Казахстана

В настоящее время уровень жизни страны определяется в результате сравнения с уровнем жизни в развитых странах. Эти страны прошли аналогичный путь технологического развития, имеют исторически сложившиеся социальные правила и кодексы поведения. Но есть еще один факт, который характерен даже для высокоразвитых стран: в каждой стране или блоке стран можно наблюдать яркий контраст между регионами. [1]

Далее будет проиллюстрирован пример изменения ВВП Казахстана с 1999 по 2011 годы. В соответствии с этими годами рассчитан рыночный потенциал.

Рисунок 1.1 иллюстрирует карту с указанием ВВП 14 областей Казахстана и городов Алматы и Астана за 1999 год.

Здесь можно наблюдать высокий уровень ВВП в г. Алматы и Карагандинской области. Самый низкий уровень ВВП наблюдался в Кызылординской и Жамбылской областях.

Рисунок 1.2 иллюстрирует карту с указанием ВВП 14 областей Казахстана и городов Алматы и Астана за 2011 год.

В 2011 году самый высокий ВВП наблюдался в г. Алматы. Стоит также отметить, что ряд областей, таких как Атырауская, Мангистауская и г.Астана существенно улучшили свои позиции по отношению к другим областям. Для западных регионов определяющим фактором роста ВВП стала специализация на нефтегазовом секторе, которая является основной специализацией Казахстана в целом, г. Астана - рост столицы. Заметим также региональные различия в стране. Например, запад и восток Казахстана резко контрастирует с югом и севером. Наконец, заметим, что уровень ВВП имеет свойство «пространственной заразы»: если какой-либо регион расположен близко к богатым регионам, то маловероятно, что он будет бедным. Это справедливо как внутри страны, так и за пределами национальных границ. Это говорит о некоторой особенности пространственной диффузии развития. Концепция рыночного потенциала, предложенная географом Харрисом (1954), описывает данную закономерность. Уровень ВВП продукта показывает меру экономического развития региона, таким образом, он дает нам некоторое представление о потенциале этого региона. Также важно расстояние данного региона для прилегающих в плане сотрудничества фирм и перемещения работников. Учитывая эти особенности, определяем потенциал региона по формуле Харриса:

,

Где - дистанция между r и s.

Рыночный потенциал представляет возможным оценить пространственное взаимодействие между производителями и рынками, вероятные потоки товаров от производителя до доступных регионов. Ряд исследований показывают, что перемещения грузов, а также многие другие типы отношений между любыми двумя пунктами обратно зависит их расстоянию друг от друга.

Харрис (1954)

Из рисунка видно, что самым высоким рыночным потенциалом обладают Карагандинская область, г. Алматы и г. Астана. А наиболее низкими – Мангистауская и Кызылординская области. Благодаря этому показателю можно сделать вывод о том, что расположение региона рядом с процветающими регионами и наличие большего соседства делает его более привлекательным, поскольку он предлагает хороший доступ к нескольким крупным рынкам. Высокий уровень рыночного потенциала некоторых регионов, имеющих небольшое количество «соседей» объясняется специализацией этих регионов (Атырауская область, Павлодарская область).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: