Тема 6 Трудовой потенциал

План:

1) Содержание трудового потенциала

2) Состав структура трудового потенциала

Трудовой потенциал, являясь составной частью экономического потенциала, играет в нем ключевую роль. Одновременно труд является и фактором производства, влияет на его конечные результаты и может быть представлен как самостоятельный объект экономической оценки. В научной литературе проблема экономической оценки трудового потенциала (и связанных с ним категорий трудовых ресурсов, человеческого фактора, рабочей силы) практически не исследована. При решении этой проблемы возникает ряд методологических вопросов, касающихся возможности и необходимости проведения самой оценки и ее содержания, оцениваемого объекта и методов оценки, направлений использования полученных результатов, их роли в оценке экономического потенциала в целом, взаимоотношений с результатами оценки инвестиционного, природно-ресурсного и инновационного потенциалов.

В экономической литературе в качестве объекта оценки рассматриваются несколько категорий: трудовые ресурсы, ресурсы труда, рабочая сила, человеческий фактор, качество рабочей силы, трудовой потенциал отдельного работника и трудовой потенциал экономически активного населения. Имеются различия и по видам оценки. Так, количественно трудовой потенциал предлагается измерять в трудовых единицах как произведение численности трудовых ресурсов на среднюю продолжительность трудового периода одного человека.

Ряд экономистов считают возможным оценивать трудовые ресурсы по фактической или нормативной оплате труда, затратам на воспроизводство трудовых ресурсов до момента их вовлечения в производственный процесс, по величине среднегодовой продолжительности труда и среднего периода трудовой активности. Как один из вариантов денежной оценки трудовых ресурсов и трудового потенциала предлагается метод замещения, в соответствии с которым определяется сумма материально-технических ресурсов, которые могут заменить одного работника в существующих условиях производства.

Некоторые экономисты считают, что трудовой потенциал можно измерить трудовым вкладом занятых в общественном производстве при оптимальном использовании их возможностей. При этом критериальным показателем использования трудового потенциала может быть прирост национального дохода. Имеются предложения оценки трудового потенциала через все виды энергии (механической, химической, биологической), которые затрачиваются в процессе труда.

Обобщая различные методы и способы оценки трудового потенциала, можно выделить два принципиально отличающихся подхода к решению данной проблемы – «затратный» и «результатный». Возможность стоимостной оценки трудовых ресурсов на базе указанных методов определяется их местом и ролью в организации общественного производства.

Трудовые ресурсы одновременно являются носителями трех функций:

а) они участники процесса производства;

б) потребители продукта производства;

в) воспроизводят население и самих себя (т.е. новые трудовые ресурсы).

По аналогии с фазами воспроизводства общественного продукта воспроизводство рабочей силы имеет фазу производства и фазу потребления. В фазе производства рабочей силы потребляется созданный продукт производства и формируется трудовой потенциал, в фазе использования рабочей силы реализуется трудовой потенциал и создается общественный продукт.

«Затратный» подход основывается на совокупности затрат, связанных с созданием трудового потенциала в фазе производства рабочей силы. «Результатный» ‑ базируется на оценке стоимости создаваемого продукта в процессе реализации трудового потенциала в будущем.

В соответствии с «затратным» подходом экономическая оценка трудового потенциала (как и трудовых ресурсов) определяется совокупностью затрат, связанных с его воспроизводством в конкретных социально-экономических условиях. Представители данного направления считают, что теоретическая возможность такого метода оценки обусловлена действием экономического закона возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, в соответствии с которым работники воспроизводят фонд жизненных средств в количестве, необходимом для поддержания их жизнедеятельности, способности к труду и содержания семьи.

Воспроизводство рабочей силы заданной количественной и качественной структуры в условиях определенного места и времени связано с денежными затратами. В этом случае стоимостная оценка ресурсов труда, как и самого потенциала, эквивалентна этим затратам, т.е. затратам на формирование и поддержание трудового потенциала в период его использования. При этом затраты на воспроизводство рабочей силы обеспечивают не только фонд жизненных средств, но и повышение образовательного и профессионального уровня работника, являются источником расширенного воспроизводства трудового потенциала в лице представителей последующего поколения. Сумма этих затрат в определенной степени может использоваться для объемного измерения ресурсов труда.

Необходимо, однако, отметить, что абсолютно достоверное, научно обоснованное применение этого метода оценки трудовых ресурсов требует решения многих методологических проблем. В частности, необходимо определить особенности:

‑ оценки ресурсов труда (т.е. труда занятых в производственной и непроизводственной сферах специалистов);

‑ границы учета в сумме выплат из общественных фондов потребления;

‑ состав расходов, связанных с формированием трудовых ресурсов региона.

Существует проблема разграничения трудовых ресурсов между экономическим и научно-техническим потенциалами. Предлагаемый для оценки трудовых ресурсов «затратный» метод может иметь несколько путей реализации в зависимости от состава учитываемых расходов.

Так, ряд авторов предлагают учитывать в составе затрат, связанных с формированием трудовых ресурсов, только расходы на получение общего и специального образования (вуз, техникум, профессионально-техническое училище, курсы подготовки и переподготовки специалистов и т.д.). Эти расходы являются наиболее очевидным и наиболее важным видом инвестиций в человека.

Другие авторы, оставляя за образованием ведущую роль в формировании трудового потенциала, предлагают учитывать влияние здравоохранения и жилищных условий. Считается, что расходы на здравоохранение обеспечивают профилактику заболеваний, улучшение медицинского обслуживания. В совокупности с улучшением жилищных условий здравоохранение влияет на длительность рабочего периода, повышает работоспособность и производительность труда.

Один из возможных подходов к использованию затратного метода оценки трудовых ресурсов может быть связан с теорией «человеческого капитала». Данная теория появилась в шестидесятые годы и связана с именем Г. Беккера.

Согласно этой теории, работник пытается максимизировать свои доходы за весь жизненный цикл, решая вопрос об инвестировании времени и средств в повышение собственных производительных возможностей путем получения образования. На первом этапе работник несет двойные потери: платит за обучение и временно теряет доход. Впоследствии эти потери должны компенсироваться повышенным вознаграждением благодаря накопленному человеческому капиталу.

Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способствует увеличению производительности труда работающих. Инвестиции в человеческий капитал предлагается рассматривать в трех видах:

1) расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы и т.д. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной, а, следовательно, предполагает большую оплату;

2) расходы на здравоохранение имеют также большое значение. Хорошее здоровье ‑ следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий ‑ удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих;

3) расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал.

Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и собственно рыночная стоимость трудовых услуг определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек, его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест.

С экономической точки зрения «результатный» подход является более логичным, т.к. соответствует принятому восприятию любого потенциала как возможности получения чего-либо в будущем. При этом возможный результат связывается с качественной и количественной составляющими трудового потенциала.

Однако на практике реализация «результатного» метода сталкивается со значительными методическими трудностями измерения суммарного экономического результата за период использования трудовых ресурсов. Это связано с тем, что на конечный результат использования трудового потенциала влияет значительное количество факторов, труднопрогнозируемых на столь длительный период, в частности, темпы развития технического прогресса, уровень интеграции и разделения общественного труда, уровень цен и инфляции, структурные изменения и т.д. Нами же предлагается рассмотреть возможность применения на практике экономической оценки трудового потенциала такого подхода, основанием для которого служат элементы «затратного» и «результатного» методов оценки.

2) Состав и структура трудового потенциала

Анализ состава трудового потенциала позволяет определить, из каких групп он состоит и в каком соотношении эти группы представлены.

Как и всякая сложная система, население может быть описано несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. В условиях формирования рыночных отношений наиболее важными представляются следующие структуры населения:

-поселенческая;

-демографическая (половозрастная и семейная);

-этническая (национальная);

-социальная;

-образовательно-квалификационная.

Поселенческая структура отражает распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров, в первую очередь по городским и сельским поселениям (урбанистическая структура).

Демографическая структура – распределение населения по полу и возрасту (половозрастная структура), а также по семьям разного состава и размера (семейная структура).

Этническая (национальная) структура – распределение населения по национальностям (по этнической принадлежности)

Социальная структура – распределение населения по социальным группам (слоям).

Образовательно-квалификационная структура отражает соотношение групп населения с различным уровнем образования и квалификации.

Важное значение имеют показатели динамики населения страны. Речь идет об устойчивых тенденциях роста населения.

Уменьшение числа жителей страны, региона говорит о стагнации экономической жизни, о деградации населенных пунктов, старении населения.

Рост населения страны, региона, наоборот, как правило, свидетельствует о восходящем, прогрессивном развитии страны.

Основными причинами торможения формирования социально-экономической модели занятости являются усиление безработицы, а также трудности становления республиканского рынка труда.

Острой проблемой социальной значимости в республике является безработица и параллельный дефицит квалифицированной рабочей силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной, породившей масштабную и прогрессирующую безработицу, стала трансформация при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей силы в условиях плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка.

В анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане

этап - незначительное увеличение (даже без учета разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы;

этап - постепенное увеличение безработицы, принимающей ранг доминирующей проблемы в обществе и обусловленной интенсивности реформирования экономики, сужением роли государства в качестве основного работодателя.

В республике наряду с общим сокращением численности трудовых ресурсов за последние пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.

Высокими сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии практической безработицы показаны формально числившиеся на предприятиях 300-350 тыс. человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.

Напряженное положение на рынке труда в региональном разрезе с превышением среднереспубликанского показателя безработицы сложилось в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза, Мангистауской - в три раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза. В г. Алматы количество незанятых возросло в четыре раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.

В анализе скрытой безработицы наибольшие показатели наблюдаются в Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской - 6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%.

В отраслевом аспекте общая занятость снизилась во всех отраслях экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

Относительно молодежной безработицы складывается тенденция снижения удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте 16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в 1996г. и 43,8% - в 1997г.

Общественными прогнозами, обусловившими безработицу и ее устойчивый рост, являются:

-экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства;

несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным требованиям.

Формирование рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных явлений в различных сферах общественной деятельности, продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.

Большую помощь в становлении рынка труда в 1993-1994 годах оказали приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при увеличении потребности негосударственных структур в кадрах резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена, проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей. Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.

Формирование рынка труда протекает крайне неравномерно не только в профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана (Карагандинский и Павлодар - Экибастузский промышленные районы) спрос на рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались не более один - два человека в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было свободных рабочих мест для шести тысяч безработных. Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Таддыкор-ганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место приходилось от 3 до 10 безработных.

Кроме того люди не желают обращаться в государственные центры занятости. Центры занятости (биржи труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.

Центры занятости кроме трудоустройства безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии.

Важное место занимает организация переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления центров занятости не обязательны для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.

На основе зарубежного опыта, а также на основе проблем занятости в настоящее время составим прогноз развития социально-экономической модели занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого в начале нужно будет более подробно изучить перспективы и пути реализации данной модели в жизнь. Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях переходной экономики. Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность для новых рабочих мест.

В бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.

Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и субъективного характера препятствуют его динамичному развитию.

Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним из долгосрочных приоритетов является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Ему придается роль одного из главных инструментов борьбы с безработицей на 1998-2000 годы. Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет основываться на:

-внедрении системы микрокредитов;

развитии малого и среднего бизнеса;

приоритетном развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в них

иностранных инвестиций и национального капитала;

жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах,

бюджетных документах;

развитии общественных работ, прежде всего строительства дорог и

лесопосадок;

снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития частного

предпринимательства;

энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: