Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Лекция №4. Предпринимательская структура и формирование в Республике Казахстан




Предпринимательская структура и формирование в Республике Казахстан.

Лекция №3

Основу любой рыночной системы хозяйства составляет множество экономически активных субъектов- предпринимателей. Одно из свойств человеческой природы заключается в том, что все мы, независимо от материального и социального положения, обладаем определенными способностями, ищущими себе применения. Отсюда и потребность реализовать свои потенции через организацию бизнеса.

Стремление открыть собственное дело изначально как стремление обрабатывать свою собственную землю. Это выражение природного начала человека.

Предпринимательство:

- это процесс создания нового, обладающего ценностью;

- процесс, предполагающий принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

- процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение

достигнутым.

Процесс предпринимательства состоит из 4 четко выраженных стадий:

  1. Поиск новой идеи и ее оценка.
  2. Составление бизнес-плана.
  3. Поиск необходимых ресурсов.
  4. Управление созданным предприятием.

Стадии предпринимательского процесса:

  1. Поиск новой идеи и ее оценка:

а) факторы, вызвавшие новую идею, сроки;

б) непосредственная и потенциальная ценность идеи;

в) оценка риска и прогноз выгод;

г) соответствие идеи вашим целям, знаниям и умениям;

д) сравнение с продукцией конкурентов.

  1. Составление бизнес-плана:

а) сегмент рынка, его размер и основные характеристики;

б) план маркетинга;

в) план производства;

г) финансовый план и финансовое обеспечение;

д) отправная точка и стратегия проникновения на рынок.

  1. Поиск необходимых ресурсов:

а) располагаемые ресурсы;

б) недостающие ресурсы и потенциальные поставщики;

в) способ привлечения необходимых ресурсов.

  1. Управление созданным предприятием:

а) стиль и структура руководства;

б) ключевые факторы успеха;

в) слабые места и пути их преодоления.

Предприятие - это форма организации предпринимательской деятельности, выступает в качестве основного звена национальной экономики, в котором осуществляется непосредственный процесс производства.

Хозяйственная самостоятельность - предполагает совокупность прав и ответственностей предприятия, как юридического лица.

Признаки предприятия, как юридического лица:

  1. Учреждение, согласно закону.
  2. Наличие организационного единства структурной оформленности (начальство, рабочие).
  3. Обладание необходимым имуществом.
  4. Самостоятельная имущественная ответственность.
  5. Выступление в хозяйственном обороте от собственного имени.

Предпосылки создания предприятия:

  1. Начальный капитал.
  2. Государственная поддержка (налоговая политика, создание соответствующей инфраструктуры).
  3. Наличие профессиональной подготовки.
  4. Опыт работы в области маркетинга.
  5. Живые примеры.

Организационно-правовые формы предприятия:




  1. Государственное предприятие.
  2. Индивидуальное (семейное), частное предприятие.
  3. Товарищество с ограниченной ответственностью.
  4. Акционерное общество открытого и закрытого типа.
  5. Объединение предприятий.
  6. Предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.

Оптимальный размер фирмы - определяется минимизацией совокупностей производственных и непроизводственных затрат, вложенных в выпуск единицы продукции.

Классификация предприятий по размеру:

  1. Мелкие - численность работников от 10 до 15.
  2. Мельчайшие (фермеры, ремесленное производство).
  3. Средние - от 50 до 500 человек.
  4. Крупные - численность свыше 500 человек.

Факторы, влияющие на динамику предпринимательской структуры:

  1. Конкуренция
  2. Структурные изменения
  3. Изменение технологии
  4. Мобильность финансирования

Приватизация означает переход государственной собственности в частную собственность. Право на собственность реализуется посредством разгосударствления экономики и приватизации собственности, передачи государственного имущества гражданам. В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан разгосударствления и приватизация собственности первоначально осуществлялся поэтапно:

-первый этап-1991-1992 гг.;

-второй этап- 1993-1995 гг.;

-третий этап- 1996-1998 гг.

Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в Республике Казахстан является:



-формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;

-создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;

-развитие мелкого и среднего бизнеса;

-формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных государств;

-развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг.

Не подлежат приватизации объекты исключительной собственности РК -земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.

Политика разгосударствления и приватизации собственности в переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения государственной собственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития и достижение экономического роста;

-привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику;

-сокращение государственного долга за счет прекращения субсидирования государственных и увеличение доходов частных предприятий и населения, в итоге прежде всего на повышение уровня жизни населения;

-создание конкурентной рыночной среды.

В Республике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности:

-сдача имущества государственного предприятия в аренду;

- выкуп имущества государственного предприятия, сданного аренду;

- преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;

-выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива;

-продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе.

Контрольные вопросы:

1. Какова главная задача предпринимателя?

2. В чем экономический смысл предприятия?

3. Определите различия товарищества и акционерного общества.

4. Какую задачу решает приватизация?

5. Каковы способы приватизации?

Задачи и упражнения:

1. Приведите примеры организации предприятий как единоличного владения, партнерства, корпорации, бесприбыльной фирмы. Оцените оптимальность их организационной формы.

2. Объясните и оцените экономическую эффективность разделения функций собственности и управления в различных организационных формах предприятий.

Основные понятия:

1. Акционерное общество:

- закрытого типа

- открытого типа

2. Государственное предприятие

3. Индивидуальная фирма

4. Концерн

5. Кооператив

6. Корпорация

7. Муниципальное предприятие

8. Партнерство

9. Предприятие

10. Предприниматель

11. Предпринимательство

12. Приватизация

13. Производственные затраты

14. Совместное предприятие

15. Товарищество

- простое

- полное

- с ограниченной ответственностью

-смешанное

16. Фирма

Литература, рекомендуемая к изучению:

1. Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндыков Е.Н., Шеденов И.У. Общая экономическая теория» Актобе, 2004.

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Республика, 2003. - Т.1. - с. 18-23.

3. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. - 1992. - Т.1. с 5-32.

4. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. Минск, 2005.

5. Крымова В. Экономическая теория. Алматы, 2002.

6. Назарбаев Н.А. Казахстан- 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента РК народу Казахстана. Алматы, 2001.

Процесс и результаты деятельности предприятия. (1 час)

Индивидуальное воспроизводство - результат функционирования предприятий, обособленных в экономическом плане и взаимозависимых, в процессе создания материальных благ и услуг.

Индивидуальное воспроизводство предприятия - это непрерывно повторяющийся процесс производственного соединения факторов производства с целью создания товаров, получения дохода в рамках относительно обособленных звеньев экономики, основанных на частном разделении труда.

Исходным моментом деятельности предприятия является кругооборот фондов - движение стоимости факторов производства через сферы производства и обращения, в результате чего она проходит 3 стадии и последовательно принимает производительную, денежную и товарную формы.

Д - Т(РС и СП) … П … Т' - Д',

1 стадия 2 3

где Д - первоначально авансируемая стоимость (деньги).

Т - товар.

РС - рабочая сила.

СП - средства производства.

П - процесс производства товаров и услуг.

T' - произведенный продукт.

Д' - возросшая первоначально авансированная стоимость.

Функции стадий производства:

1. Формирование условий производства.

2. Производство товаров и услуг.

3. Реализация товаров и услуг и получение прибыли.

Оборот фондов - это их кругооборот, рассматриваемый как непрерывно возобновляемый процесс.

Время оборота - это период, в течение которого ресурсы, пройдя сферы производства и обращения, возвращаются к исходной денежной форме.

Скорость оборота измеряется числом оборотов ресурсов, совершаемых в течение года.

 
 

Число оборотов определяется по формуле:

Q - принятая единица времени (год - 12 месяцев)

t - время оборота данных ресурсов.

Производственные фонды - это выраженные в стоимостной форме факторы производства, функционирующие в замкнутом воспроизводственном цикле предприятия. В соответствии со способом переноса стоимости используемых производственных фондов на стоимость созданного товара различные по натурально-вещественной форме их элементы делятся на две группы:

Основные фонды - многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям.

Оборотные фонды - используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла (сырье, материалы, рабочая сила).

Амортизация - процесс переноса стоимости основных фондов в течение срока их службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде.

Амортизационный фонд предназначен для восстановления элементов основных фондов, выбывших из производственного процесса в силу физического и морального износа. Физический износ-потеря потребительской стоимости. Моральный износ-потеря части стоимости по причине: а) создание аналогичных, но более дешевых средств труда; б) выпуска более производительных средств труда (при той же цене).

В хозяйственной деятельности фирмы важную роль играет фактор времени. Фирма может осуществлять свою деятельность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Для краткосрочного периода характерны неизмененные факторы производства, используемые фирмой, и постоянное число фирм в отрасли. В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, а число фирм в отрасли может изменяться.

Понятие издержек обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. При выпуске продукции одни издержки фирмы носят постоянный характер, другие- переменный.

Постоянные издержки (FC)- это затраты на содержание зданий, аренду земли, капитальный ремонт, административно-управленческие расходы и т.п. Они постоянны, их величина не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Они существуют даже тогда, когда продукция вообще не выпускается.

Средние постоянные издержки (AFC)-рассчитываются по формуле: AFC=FC/Q.

Переменные издержки (VC)- величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырьё, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные материалы и т.п.

Средние переменные издержки (AVC)- определяется путем деления переменных издержек на объем производства: AVC=VC/Q.

Общие издержки (TC)-совокупность постоянных и переменных издержек фирмы (TC=FC+VC).

Средние общие издержки (ATC)- представляют собой деления общих издержек на объем производства. (иногда средние общие издержки ATC в экономической литературе обозначаются как AC). Средние общие издержки можно также получить путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек. AC (ATC)=TC/Q AC=AFC+AVC.

Роль средних издержек определяется тем, что на основании их сравнения с ценой можно определить величину прибыли, исходя из которой фирма имеет возможность выбрать правильную стратегию и тактику своей деятельности. Поэтому экономисты используют ещё один вид издержек- предельные.

Предельные издержки- это затраты, которые несёт при изменении выпуска на единицу, поэтому фирма может контролировать их непосредственным образом. Изменение предельных издержек определяется только изменением переменных издержек.

Если фирма ставит задачу максимизация прибыли, для этого нужно знать прежде всего цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно рассчитать доход фирмы.

Совокупный доход фирмы (TR) представляет величину, равную: TR=P*Q, P-цена блага, Q- количество проданных благ.

Средний доход (AR)-это доход на единицу проданного блага AR=TR/Q

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это приращение получило название предельного дохода (MR). Фирма действующей на совершено конкурентном рынке, предельный доход равен рыночной цене MR=P, поскольку, за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. При таких условиях и средний доход равен предельному доходу.

Показатели эффективности функционирования предприятия:

Эффективность производства = результаты производства / затраты.

Рентабельность производства -

Где, П бал- балансовая прибыль;

ОФ - основные фонды;

ОС - оборотные средства.

Балансовая прибыль - общая сумма прибыли по всем видам производственной и непроизводственной деятельности, отраженной в балансе доходов и расходов предприятия.

Факторы производства. Показатели эффективности использования факторов производства. Обратные показатели.
Рабочая сила Производительность труда: ПТ=Q / t, Q - объем производства, t - затраты рабочего времени. Трудоемкость производства: ТП=t / Q
Средства производства Фондоотдача: ФО=Q / ОПФ, ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов Фондоемкость: ФЕ=ОПФ / Q
Предметы труда Материалоотдача: МО=Q / М, М - затраты топлива, сырья, энергии и других ресурсов Материалоемкость: МЕ=М / Q
Эффективное использование в случае: Увеличения Уменьшения

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается понятия "спрос" и "потребность"?

2. Закон спроса характеризует:

а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

б) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

в) прямую зависимость цены от величины спроса;

г) обратную зависимость цены от величины спроса.

3. Чем отличается движение по кривой и сдвиг кривой спроса?

4. Какие факторы и как влияют на смещение кривой спроса?

5. В чем сущность закона предложения? Почему кривая предложения является восходящей?

6. Назовите функции цены в современной рыночной экономике.

7. Перечислите виды цен.

Основные понятия:

1. Государственная цена

2. Договорная цена

3. Закон спроса

4. Закон предложения

5. Индекс цен

6. Коэффициент эластичности

7. Кривая спроса

8. Кривая предложения

9. Мировая цена

10. Предложение, закон предложения

11. Потребность

12. Спрос

13. Совокупное предложение

14. Совокупный спрос

15. Уровень цен

16. Цена

17. Цена равновесия

18. Ценообразование

19. Эластичность спроса

20. Эластичность предложения

Литература, рекомендуемая к изучению:

1. Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндыков Е.Н., Шеденов И.У. Общая экономическая теория» Актобе, 2004.

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Республика, 2003. - Т.1. - с. 18-23.

3. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. - 1992. - Т.1. с 5-32.

4. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. Минск, 2005.

5. Крымова В. Экономическая теория. Алматы, 2002.

6. Назарбаев Н.А. Казахстан- 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента РК народу Казахстана. Алматы, 2001.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1151; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8383 - | 7307 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.016 сек.