Понятие, виды и система государственных органов

Термин «государство» в широком смысле объединяет органы (аппарат) власти, народ (всех граждан) и территорию. На уровне сущности государство в таком подходе определяется учеными в качестве формы организации общества. Одним из компонентов государства при этом выступает аппарат власти, который и представлен государственными органами.

В сущностном аспекте, государственный орган – это группа лиц (одно лицо), наделенных властными полномочиями по отношению к обществу. Следует заметить, что властные полномочия реализуются в рамках любого предприятия, организации, учреждения, общественного объединения. Но эти властные полномочия распространяются лишь на членов названных коллективных субъектов. Сущность же государственного органа заключается в наличии у него именно государственно-властных полномочий, которые могут распространяться на любых лиц, а не только сотрудников данного органа.

Виды государственных органов:

1) по территории деятельности:

республиканские (общегосударственные);

территориальные. К ним относятся органы местного управления и самоуправления, территориальные органы министерств и государственных комитетов, областные, районные, городские суды, прокуратуры, другие органы;

2) по порядку принятия решений:

единоначальные. В единоначальных органах все основные решения могут приниматься руководителем органа;

коллегиальные. В коллегиальных органах все основные решения принимаются группой лиц.

Следует иметь в виду, что у каждого государственного органа, будь то единоначальный или коллегиальный, есть руководитель. Это должностное лицо, наделенное наибольшим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами органа.

Коллегиальные государственные органы делятся на две группы:

органы, решения в которых принимаются всеми членами (сотрудниками) данного органа. Таковыми являются Парламент и местные Советы депутатов;

органы, решения в которых принимаются только частью сотрудников данного органа. Речь идет, например, о Национальном банке, местных исполнительных и распорядительных органах;

3) по ветвям власти:

орган законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы судебной власти.

Недостаток последней классификации связан с наличием в Беларуси и зарубежных странах государственных органов, которые не относятся ни к одной из трех ветвей власти. В нашем государстве это прокуратура; Комитет государственного контроля; Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов; Национальный банк; местные Советы депутатов и некоторые другие органы.

В конституционно-правовой науке к числу современных тенденций относится создание новых видов органов и процедур их деятельности. Проявившаяся после Второй мировой войны, данная тенденция усиливается в связи с процессами глобализации. Широкое развитие получает институт омбудсманов, в том числе специализированных на определенных вопросах (экология, армия и др.), институт конституционного контроля, «рационализированный парламентаризм»; создаются специализированные органы контроля (государственные контролеры и аудиторы, счетные палаты при парламентах); для решения наиболее важных вопросов жизни государства образуются надпарламентские органы, объединяющие все высшие государственные структуры, и, напротив, создаются усеченные мини-парламенты для оперативного принятия законов, не имеющих первостепенного значения[117].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: