Аутичная акцентуация (Максим Горький - ISTY)

Аутичные черты выявляются раньше, чем иные. С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

С наступлением полового созревания все отмеченные черты характера выступают ярче. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не угнетает такого ребенка, который живет в своем мире, своими интересами, относится со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Чаще же они сами страдают от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.

Недостаток интуиции проявляется как отсутствие непосредственного чутья к действительности, неумение проникнуть в чужие переживания, угадать личные желания других, догадаться о неприязненном отношении к себе, или, наоборот о сильнейшем расположении к себе, уловить тот момент, когда не следует навязывать свое присутствие, или когда, напротив, надо выслушать посочувствовать, не оставлять собеседника наедине с самим собой.

К дефициту интуиции следует добавить тесно с ней связанный недостаток сопереживания — неумение разделить радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. Недостаток интуиции и сопереживания обуславливает, вероятно, то, что называют «холодностью». Их поступки могут быть жестокими, что скорее связано с неспособностью вчувствоваться в страдания других, чем желание получить садистское удовольствие.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки аутичных, ибо все, что им предшествовало, весь ход переживаний и мотивов — осталось скрытым.

Реакции эмансипации нередко проявляются весьма своеобразно. Аутичный ребенок может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному порядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Вместе с этим эмансипационные устремления могут легко оборачиваться социальной неконформностью: негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над принятыми в обществе идеалами, духовными ценностями. Подобного рода суждения могут долго и скрыто вынашиваться и вдруг, неожиданно для всех обнаружиться в публичных высказываниях. Зачастую поражает прямолинейная критика других лиц без учета ее последствий для себя.

Замкнутость затрудняет аутичным подросткам вступление в группу; попав же в нее, нередко случайно, они подвергаются насмешкам и даже серьезным преследованиям со стороны сверстников. Иногда же, благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Успех в группе сверстников может оказаться в сфере сокровенных мечтаний аутичного ребенка.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Характерна склонность к интеллектуально-эстетическим хобби. Большинство аутичных подростков любит книги. Выбор чтения может быть строго избирательным. Поражает прихотливость выбора предмета. Приходилось встречать у современных подростков увлечение санскритом, китайским, персидским, древнееврейским языками, срисовыванием порталов соборов и церквей, генеалогией дома Романовых, органной музыкой, конституцией разных государств и разных времен. Все это никогда не делается напоказ, а только для себя. Увлечениями делятся, если встречают искренний интерес.

При менее высоком уровне интеллекта и эстетических притязаний дело может ограничиться не столь изысканными, но не менее странными предметами увлечений.

На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики нередко приписываемая аутичным, встречаются далеко не всегда, и упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить их недостатки.

Систематические занятия гимнастикой, плаванием, ездой на велосипеде, упражнениями йогов сочетаются обычно с отсутствием интереса к коллективным спортивным играм. Место увлечений могут занимать многочасовые пешие или велосипедные прогулки. Некоторым аутичным хорошо даются тонкие ручные работы, игра на музыкальных инструментах, прикладные искусства.

С ними необходим только неформальный контакт. Если контакт не удается установить, то лучше сменить врача. Для начала лучше поговорить о трудностях общения вообще и о судьбах тех людей, которым контакты особенно трудны. Если он заговорил, то пусть говорит на любую тему и его при этом прерывать нельзя. Чем больше говорит, тем больше возможно раскрытие. Но нужно быть готовым к истощению (не о чем говорить). Тогда бывает полезным повернуть разговор на другую тему, например, на хобби. Но делиться он будет только со сведущим человеком.

Самооценка аутичных отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость, неприхотливость и самостоятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: