5.1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
| № | Разделы, темы | Лекции (кол-во час.) | Практические занятия (кол-во час.) | Лабораторные занятия (кол-во час.) | Самостоятельная работа (кол-во час.) |
| 1. | Педагогика в системе наук о человеке. | ||||
| 2. | Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности. | - | |||
| 3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. | ||||
| 4. | Обучение в целостном педагогическом процессе. | ||||
| 5. | Воспитание в целостном педагогическом процессе. | ||||
| 6. | Система образования на современном этапе. | ||||
| Итого: |
5.2 Тематическое планирование.
| № | Раздел ГОС | Лекции (тем №…) | (кол-во час.) | Практические занятия (тема №…) | (кол-во час.) | Лабораторные работы (тема №) | (кол-во час.) |
| 1. | Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогики. Методологические основы педагогики. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. | 1. Педагогика в системе наук о человеке. | 1. Цель воспитания как педагогическая проблема. | 1. Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса. | |||
| 2. | Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. | 1. Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности. | 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс | ||||
| 3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая и вариативная составляющие содержания образования. | 1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. | 1. Содержание образования как компонент ЦПП. | 1. Стандартизация образования | |||
| 4. | Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Современные модели организации обучения. Методы и средства обучения. Классификация средств обучения. | 1. Обучение в целостном педагогическом процессе. 2. Система форм и методов обучения. | 1. Современные модели организации обучения | 1. Формы организации обучения. 2. Методы и средства обучения | |||
| 5. | Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания. | 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. 2. Система форм и методов воспитания. | 1. Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса | 1. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности. 2. Формы и методы воспитания. 3. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания. | |||
| 6. | Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. | 1. Система образования на современном этапе. | 1. Система образования в России и перспективы её развития. |
5.3. Содержание дисциплины
| № п/п | Тема и её содержание | Интерактивные формы проведения | Результаты обучения, формируемые компетенции |
| 1. | Лекция. Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли. Связь педагогики с другими науками. Расширение границ и отраслей педагогической науки. Взаимодействие педагогической теории и практики. Системный, личностный и деятельностный подходы в педагогике. Лабораторное занятие. Личность ребенка как субъект образовательного процесса. 1. Субъект и личность. Сущностные характеристики субъекта. 2. Ребенок как существо природное. Роль наследственности в развитии. 3. Ребенок как существо социальное. Сущность социализации ее стадии. Влияние среды на развитие личности. 4. Воспитание как определяющий фактор развития. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. 5. Деятельность как решающий фактор развития. Потребности как источник активности и саморазвития личности ребенка. 6. Закономерности развития и возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов педагогического процесса. Литература: 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2003. – С. 74 – 90; 124 – 129; 166 – 172. - (Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса; Субъекты образовательного процесса; Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности). 2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования // Педагогика.-1996. - № 5. 3. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. - Ст. Личность. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. - Гл. Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп. 5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. – М., 1999. – Кн. 1.- С. 76 – 82; 90- 93. 6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 1997. 7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. -1994. -№ 5. -С. 16 – 21. 8. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно- ориентированного обучения // Педагогика. -1995. - № 2. 9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С.22-38. 10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.- С.62-68. 11. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.,1992. Семинарское занятие. Цель воспитания как педагогическая проблема. 1. Система целей воспитания. 2. Всестороннее и гармоничное развитие личности – общая цель воспитания. 3. Компетентностный подход в современном образовании, его сущность. 4. Основные задачи и направления воспитания человека в начале ХХI в., назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации. Литература: 1. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1997. 2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. - №3. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.- С.32-40. – Человек как предмет воспитания. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998. – Лекция III. – Цель педагогической деятельности. 5. Бондаревская Е.А. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - №4. 6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. – С.54-73. 7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.,2002. 8. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – Омск, 2003. 9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002. – С. 123-134. – (Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации). 10. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!. – М., 2000. – Гл.V. Ориентирование детей на общечеловеческие ценности. | Лекция-презентация Дискуссия | ОПК-7 ОПК-4 ОПК-4 ОПК-7 |
| 2. | Лекция. Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Сущность, движущие силы, противоречия и логика педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Семинарское занятие. Образование как общественное явление и педагогический процесс 1. Культура как предпосылка и результат образования человека. 2. Основные функции образования. 3. Образование как система. Современные модели образования. 4. Образование как процесс. Особенности современного образования. 5. Тенденции развития современного образования. Литература: 1. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Спб., 2008. 3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.,1996. | Лекция-презентация | ОПК-4 ОПК-7 ОПК-4 ОПК-7 ОПК-11 |
| 3. | Лекция. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования. Структура содержания образования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Учебный план, учебная программа, учебная литература. Семинарское занятие. Содержание образования как компонент ЦПП. 1. Сущность содержания образования и его исторический характер. 2. Теории формирования содержания образования. 3. Принципы и критерии отбора содержания образования. Литература: 1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. 3. Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. – 1993. - №5. 4. Беспалько В.Н. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. – 1995. - №1. – С.89-94. 5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999. 6. Дидактика Средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. 7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. – 2000. – №2. – С.14-18. 8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. Лабораторное занятие. Стандартизация образования. 1. Стандартизация образования как принцип образовательной политики. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт, его функции. 3. Учебные планы, программы, учебная литература. | Лекция-презентация | ОПК-4 ОПК-11 ОПК-4 ОПК-4 ОПК-7 ОПК-11 |
| 4. | Лекция 1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения, Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Связь образования, самообразования и взаимообучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Закономерности и принципы обучения. Понятия «теория» и «технология» обучения. Развивающее обучение. Проблемное и эвристическое обучение. Модульное обучение. Компьютеризация и информатизация обучения. Дифференцированное обучение. Лекция 2. Система форм и методов обучения. Понятие, сущность, классификация методов обучения. Характеристика основных методов обучения. Выбор методов обучения. Понятие средств обучения и их классификация. Материальные средства обучения. Средства материализации умственных действий. Понятие о формах организации обучения. Классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения. Лабораторное занятие 1. Современные модели организации обучения. 1. Объяснительно-иллюстративное обучение. 2. Программированное обучение. 3. Проблемное обучение. 4. Развивающее обучение. 5. Информационные технологии в обучении. 6. Проблема оптимизации процесса обучения. Литература: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999. 2. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – Гл.5. Основные направления современного обучения. – С. 260-303. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 4. Педагогические технологии: что это такое, и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова - М., 1994. 5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.;'1998 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1997. 7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999. 8. Краткий справочник по педагогической технологии. /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997. 9. Ю.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1999. 10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997. 11. Щуркова Н.В. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998 12. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. 13. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1998. Лабораторное занятие 2. Формы организации обучения. 1. Понятие о формах обучения. 2. Подходы к классификации форм обучения. 3. Характеристика различных форм обучения. Литература: 1. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. 2. Кларин М. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995. 3. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. 4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. 5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. 6. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985 7. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М, 1993. 8. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999. 9. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М., 2002. Лабораторное занятие 3. Методы и средства обучения. 1. Понятие «метода» и «средства» обучения. 2. Классификация средств обучения. 3. Активные методы в системе методов обучения. 4. Характеристика основных методов и средств обучения. 5. Условия оптимального выбора методов. Искусство использования педагогических методов и средств. Литература: 1. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981. 2. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, 1995. 3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996. 4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону.,1998. 5. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. 6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003. 7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. | Лекция-презентация Защита творческих проектов | ОПК-4 ОПК-4 ОПК-4 ОПК-7 ОПК-11 ОПК-4 ОПК-4 |
| 5. | Лекция 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как специально организованная деятельностьпо достижению целей образования. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности Лекция 2. Система форм и методов воспитания. Понятие и сущность методов воспитания, их классификация. Методы формирования сознания, методы организации деятельностии опытаповедения, методы стимулирования. Характеристика методов воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий. Семинарское занятие. Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса 1. Сущность и структура детского воспитательного коллектива 2. Педагогические функции коллектива 3. Стадии и механизмы становления коллектива. 4. Формы и методы организации детского коллектива 5. Место детского коллектива в ЦПП. Литература: 1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. – М., 1983. – Т. 4 2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981. 3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М., 1978. 4. Иванов И. Воспитывать коллективистов. – М., 1982. 5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987. 6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974. Лабораторное занятие 1. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности. 1. Понятие воспитательной системы. Сущность и структура воспитательной системы. 2. Основные признаки гуманистических воспитательных систем. 3. Авторские воспитательные системы. Литература: 1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах. – М., 1993. – Ст. «Воспитательная система». 2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Л.Н. Селивановой. – М., 1998. 3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997. 4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991. 5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000. 6. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. – М., 1993. 7. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М., 1990. Лабораторное занятие 2. Формы и методы воспитания. 4. Понятие «метода» и «приема» воспитания. 5. Различные подходы к классификации методов воспитания. 6. Характеристика основных методов воспитания. 7. Понятие о формах воспитания. 8. Подходы к классификации форм воспитания. 9. Характеристика различных форм воспитания. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996. 2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. 3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997. 4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Л.Н. Селивановой. – М., 1998. 5. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб., 1992. 6. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993. 7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991. 8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000. 9. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону.,1998. 10. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999. 11. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М., 1990. 12. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. – М., 1993. 13. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. – М., 1993. Лабораторное занятие 3. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания. Занятие проводится в виде защиты проекта организации коллективного творческого дела, разработанного группой студентов. | Лекция-презентация «Круглый стол» Деловая игра Защита творческих проектов | ОПК-4 ОПК-7 ОПК-11 ОПК-4 ОПК-4 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-4 ОПК-7 ОПК-11 ОПК-7 ОПК-11 |
| 6. | Лекция. Система образования на современном этапе. 1. Понятие системы образования. История становления системы образования в России. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации. 2. Структура системы образования Российской Федерации. Характеристика основных структурных элементов. 3. Вариативность как главный признак системы образования России. 4. Нововведения и педагогические инновации в образовании России. Лабораторное занятие. Система образования в России и перспективы её развития. 1. Понятие системы образования. История становления системы образования в России. 2. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации. 3. Структура системы образования Российской Федерации. Характеристика основных структурных элементов. 4. Вариативность как главный признак системы образования России. 5. Нововведения и педагогические инновации в образовании. Литература: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХI века. – М., 1993. 3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003. – Инновации в образовании. Авторские школы. - С.274-317. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 5. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М., 2002. – Нормативные основы дидактики. – С.50 – 62.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – С.359 – 363. 6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М, 2003. – Образовательная система России. – С.51-54. 7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 1999. – Многоуровневая система образования. – С.49-55. | ОПК-7 ОПК-11 ОПК-7 ОПК-11 |






