5.1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№
| Раздел ГОС
|
Лекции
(тем №…)
| (кол-во час.)
| Практические занятия
(тема №…)
| (кол-во час.)
| Лабораторные работы
(тема №)
| (кол-во час.)
|
1.
| Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогики. Методологические основы педагогики.
Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании.
Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом.
| 1. Педагогика в системе наук о человеке.
|
| 1. Цель воспитания как педагогическая проблема.
|
| 1. Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса.
|
|
2.
| Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
| 1. Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
|
| 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс
|
|
|
|
3.
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая и вариативная составляющие содержания образования.
| 1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
|
| 1. Содержание образования как компонент ЦПП.
|
| 1. Стандартизация образования
|
|
4.
| Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Современные модели организации обучения. Методы и средства обучения.
Классификация средств обучения.
| 1. Обучение в целостном педагогическом процессе.
2. Система форм и методов обучения.
|
| 1. Современные модели организации обучения
|
| 1. Формы организации обучения.
2. Методы и средства обучения
|
|
5.
| Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания.
| 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
2. Система форм и методов воспитания.
|
| 1. Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса
|
| 1. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности.
2. Формы и методы воспитания.
3. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания.
|
|
6.
| Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.
| 1. Система образования на современном этапе.
|
| 1. Система образования в России и перспективы её развития.
|
|
|
|
5.3. Содержание дисциплины
№ п/п
| Тема и её содержание
| Интерактивные
формы
проведения
| Результаты обучения, формируемые компетенции
|
1.
| Лекция.
Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли. Связь педагогики с другими науками. Расширение границ и отраслей педагогической науки. Взаимодействие педагогической теории и практики.
Системный, личностный и деятельностный подходы в педагогике.
Лабораторное занятие.
Личность ребенка как субъект образовательного процесса.
1. Субъект и личность. Сущностные характеристики субъекта.
2. Ребенок как существо природное. Роль наследственности в развитии.
3. Ребенок как существо социальное. Сущность социализации ее стадии. Влияние среды на развитие личности.
4. Воспитание как определяющий фактор развития. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
5. Деятельность как решающий фактор развития. Потребности как источник активности и саморазвития личности ребенка.
6. Закономерности развития и возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов педагогического процесса.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2003. – С. 74 – 90; 124 – 129; 166 – 172. - (Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса; Субъекты образовательного процесса; Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности).
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования // Педагогика.-1996. - № 5.
3. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. - Ст. Личность.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. - Гл. Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. – М., 1999. – Кн. 1.- С. 76 – 82; 90- 93.
6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 1997.
7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. -1994. -№ 5. -С. 16 – 21.
8. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно- ориентированного обучения // Педагогика. -1995. - № 2.
9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С.22-38.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.- С.62-68.
11. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.,1992.
Семинарское занятие.
Цель воспитания как педагогическая проблема.
1. Система целей воспитания.
2. Всестороннее и гармоничное развитие личности – общая цель воспитания.
3. Компетентностный подход в современном образовании, его сущность.
4. Основные задачи и направления воспитания человека в начале ХХI в., назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации.
Литература:
1. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1997.
2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. - №3.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.- С.32-40. – Человек как предмет воспитания.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998. – Лекция III. – Цель педагогической деятельности.
5. Бондаревская Е.А. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - №4.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. – С.54-73.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.,2002.
8. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – Омск, 2003.
9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002. – С. 123-134. – (Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации).
10. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!. – М., 2000. – Гл.V. Ориентирование детей на общечеловеческие ценности.
|
Лекция-презентация
Дискуссия
|
ОПК-7
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-7
|
2.
| Лекция.
Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Сущность, движущие силы, противоречия и логика педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление. Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Семинарское занятие.
Образование как общественное явление и педагогический процесс
1. Культура как предпосылка и результат образования человека.
2. Основные функции образования.
3. Образование как система. Современные модели образования.
4. Образование как процесс. Особенности современного образования.
5. Тенденции развития современного образования.
Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Спб., 2008.
3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.,1996.
|
Лекция-презентация
|
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
|
3.
| Лекция.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования.
Структура содержания образования.
Факторы, принципы и критерии отбора содержания образования.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Учебный план, учебная программа, учебная литература.
Семинарское занятие.
Содержание образования как компонент ЦПП.
1. Сущность содержания образования и его исторический характер.
2. Теории формирования содержания образования.
3. Принципы и критерии отбора содержания образования.
Литература:
1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.
3. Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. – 1993. - №5.
4. Беспалько В.Н. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. – 1995. - №1. – С.89-94.
5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.
6. Дидактика Средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. – 2000. – №2. – С.14-18.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
Лабораторное занятие.
Стандартизация образования.
1. Стандартизация образования как принцип образовательной политики.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт, его функции.
3. Учебные планы, программы, учебная литература.
|
Лекция-презентация
|
ОПК-4
ОПК-11
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
|
4.
| Лекция 1.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения,
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Связь образования, самообразования и взаимообучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Закономерности и принципы обучения.
Понятия «теория» и «технология» обучения. Развивающее обучение. Проблемное и эвристическое обучение. Модульное обучение. Компьютеризация и информатизация обучения. Дифференцированное обучение.
Лекция 2.
Система форм и методов обучения.
Понятие, сущность, классификация методов обучения. Характеристика основных методов обучения. Выбор методов обучения.
Понятие средств обучения и их классификация. Материальные средства обучения. Средства материализации умственных действий.
Понятие о формах организации обучения. Классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения.
Лабораторное занятие 1.
Современные модели организации обучения.
1. Объяснительно-иллюстративное обучение.
2. Программированное обучение.
3. Проблемное обучение.
4. Развивающее обучение.
5. Информационные технологии в обучении.
6. Проблема оптимизации процесса обучения.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.
2. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – Гл.5. Основные направления современного обучения. – С. 260-303.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
4. Педагогические технологии: что это такое, и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова - М., 1994.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.;'1998
6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1997.
7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.
8. Краткий справочник по педагогической технологии. /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997.
9. Ю.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1999.
10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.
11. Щуркова Н.В. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998
12. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
13. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1998.
Лабораторное занятие 2.
Формы организации обучения.
1. Понятие о формах обучения.
2. Подходы к классификации форм обучения.
3. Характеристика различных форм обучения.
Литература:
1. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
2. Кларин М. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
6. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985
7. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М, 1993.
8. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.
9. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М., 2002.
Лабораторное занятие 3.
Методы и средства обучения.
1. Понятие «метода» и «средства» обучения.
2. Классификация средств обучения.
3. Активные методы в системе методов обучения.
4. Характеристика основных методов и средств обучения.
5. Условия оптимального выбора методов. Искусство использования педагогических методов и средств.
Литература:
1. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
2. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, 1995.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону.,1998.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
|
Лекция-презентация
Защита творческих проектов
|
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
ОПК-4
ОПК-4
|
5.
| Лекция 1.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как специально организованная деятельностьпо достижению целей образования. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Базовые теории воспитания и развития личности.
Закономерности и принципы воспитания.
Воспитательная система как фактор целостного формирования личности
Лекция 2.
Система форм и методов воспитания.
Понятие и сущность методов воспитания, их классификация. Методы формирования сознания, методы организации деятельностии опытаповедения, методы стимулирования. Характеристика методов воспитания.
Взаимосвязь методов и средств воспитания.
Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий.
Семинарское занятие.
Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса
1. Сущность и структура детского воспитательного коллектива
2. Педагогические функции коллектива
3. Стадии и механизмы становления коллектива.
4. Формы и методы организации детского коллектива
5. Место детского коллектива в ЦПП.
Литература:
1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. – М., 1983. – Т. 4
2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М., 1978.
4. Иванов И. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.
5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.
6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974.
Лабораторное занятие 1.
Воспитательная система как фактор целостного формирования личности.
1. Понятие воспитательной системы. Сущность и структура воспитательной системы.
2. Основные признаки гуманистических воспитательных систем.
3. Авторские воспитательные системы.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах. – М., 1993. – Ст. «Воспитательная система».
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Л.Н. Селивановой. – М., 1998.
3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.
5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.
6. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. – М., 1993.
7. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М., 1990.
Лабораторное занятие 2.
Формы и методы воспитания.
4. Понятие «метода» и «приема» воспитания.
5. Различные подходы к классификации методов воспитания.
6. Характеристика основных методов воспитания.
7. Понятие о формах воспитания.
8. Подходы к классификации форм воспитания.
9. Характеристика различных форм воспитания.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Л.Н. Селивановой. – М., 1998.
5. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб., 1992.
6. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993.
7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.
8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.
9. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону.,1998.
10. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.
11. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М., 1990.
12. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. – М., 1993.
13. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. – М., 1993.
Лабораторное занятие 3.
Коллективное творческое дело как форма организации воспитания.
Занятие проводится в виде защиты проекта организации коллективного творческого дела, разработанного группой студентов.
|
Лекция-презентация
«Круглый стол»
Деловая игра
Защита творческих проектов
|
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-11
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
ОПК-7
ОПК-11
|
6.
| Лекция.
Система образования на современном этапе.
1. Понятие системы образования. История становления системы образования в России. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
2. Структура системы образования Российской Федерации. Характеристика основных структурных элементов.
3. Вариативность как главный признак системы образования России.
4. Нововведения и педагогические инновации в образовании России.
Лабораторное занятие.
Система образования в России и перспективы её развития.
1. Понятие системы образования. История становления системы образования в России.
2. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
3. Структура системы образования Российской Федерации. Характеристика основных структурных элементов.
4. Вариативность как главный признак системы образования России.
5. Нововведения и педагогические инновации в образовании.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХI века. – М., 1993.
3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003. – Инновации в образовании. Авторские школы. - С.274-317.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
5. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М., 2002. – Нормативные основы дидактики. – С.50 – 62.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – С.359 – 363.
6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М, 2003. – Образовательная система России. – С.51-54.
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 1999. – Многоуровневая система образования. – С.49-55.
|
|
ОПК-7
ОПК-11
ОПК-7
ОПК-11
|